Задач или задачь как правильно




Как правильно пишется слово «задач» или «задачь»?

Слово «задач» пра­виль­но пишет­ся без мяг­ко­го зна­ка после шипя­ще­го соглас­но­го соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии.

Выясним, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «задач» или «задачь», с мяг­ким зна­ком после шипя­ще­го соглас­но­го или без мяг­ко­го зна­ка, опре­де­лив сна­ча­ла грам­ма­ти­че­скую фор­му инте­ре­су­ю­ще­го нас суще­стви­тель­но­го.

Часть речи и форма слова «задач»

Мы сего­дня реши­ли мно­го зада́ч.

Много чего? зада́ч .

Это суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла. Оно име­ет началь­ную фор­му един­ствен­но­го чис­ла име­ни­тель­но­го паде­жа «зада­ча». Отнесем его к суще­стви­тель­ным жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния. Его корень закан­чи­ва­ет­ся на шипя­щий:

зада́ ч а — корень/окончание.

Если изме­нять рас­смат­ри­ва­е­мое суще­стви­тель­ное по паде­жам и чис­лам, то в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла оно име­ет нуле­вое окон­ча­ние:

задач а — задач и — мно­го зада́ч

Правописание слова «задач»

Хотя конеч­ный соглас­ный [ч’] зву­чит мяг­ко, посколь­ку явля­ет­ся глу­хим непар­ным мяг­ким зву­ком, все же мяг­кий знак не пишет­ся в сло­во­фор­ме «задач» ана­ли­зи­ру­е­мо­го суще­стви­тель­но­го соглас­но пра­ви­лу рус­ской орфо­гра­фии:

Примеры

У этих суще­стви­тель­ных жен­ско­го и сред­не­го рода после шипя­щих мяг­кий знак не пишет­ся в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • афи­ша — у афиш;
  • дача — мимо дач;
  • прит­ча — кни­га притч;
  • учи­ли­ще — несколь­ко учи­лищ;
  • чудо­ви­ще — мно­го чудо­вищ;
  • полот­ни­ще — пять полот­нищ.

Как правильно писать «дач» или «дачь»?

Слово «дач» пишет­ся без мяг­ко­го зна­ка после шипя­ще­го, так как явля­ет­ся суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Чтобы выбрать пра­виль­ный вари­ант напи­са­ния сло­ва «дач» или «дачь», сна­ча­ла обра­тим­ся к его началь­ной фор­ме. Это суще­стви­тель­ное пер­во­го скло­не­ния жен­ско­го рода — «дача».

Оно име­ет корень, окан­чи­ва­ю­щий­ся на шипя­щий:

да ч а — корень/окончание.

Правописание слова «дач»

Чтобы понять, как пра­виль­но пишет­ся инте­ре­су­ю­щее нас сло­во, с мяг­ким зна­ком после шипя­ще­го или без него, изме­ним суще­стви­тель­ное и обра­зу­ем фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла:

дача — дачи — прой­ти мимо дач_.

Пройти мимо чего? мимо дач_.

Как видим, это суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа пишет­ся без мяг­ко­го зна­ка после шипя­ще­го, хотя конеч­ный [ч’], кото­рый явля­ет­ся непар­ным глу­хим мяг­ким соглас­ным, зву­чит мяг­ко. Несмотря на мяг­кое зву­ча­ние сло­ва, для тако­го напи­са­ния име­ет­ся пол­ное осно­ва­ние — орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло:

Узнаем, в каких ещё слу­ча­ях не пишет­ся мяг­кий знак после шипя­щих. В соот­вет­ствии с этим пра­ви­лом точ­но так же не напи­шем мяг­кий знак после шипя­щих у сле­ду­ю­щих суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния:

  • туча — ниже ту ч _
  • куча — мно­го ку ч _
  • лужа — несколь­ко лу ж _
  • гало­ша — пара гало ш _
  • кры­ша — выше кры ш _
  • афи­ша — текст афи ш _
  • кру­ча — мимо кру ч _
  • неуда­ча — нет неуда ч _

Имеем в виду, что мяг­кий знак после шипя­щих соглас­ных явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния:

Примеры

Укатанная про­се­лоч­ная доро­га вилась мимо уто­па­ю­щих в зеле­ни садов дач.

Возле наших дач постро­е­на водо­на­пор­ная баш­ня.

Как ты дума­ешь, сколь­ко дач постро­е­но в этом посёл­ке за послед­ние пять лет?

Подтяжки или подтяшки. Как правильно пишется?

Как правильно пишется «подтяжки» или «подтяшки»? Как проверить? Какое правило применить?

В написании слова подтяжки может возникунть сомнение, какую букву выбрать, ж или ш, поскольку перед глухим согласным к происходит оглушение и явно слышится звук [ш]:

Чтобы определиться с выбором написания, разберу существительное по составу:

В корне -тяж- напишу согласный ж, так как? подобрав родственные слова»отягчение», «отягчить», «тяга», убедимся, что здесь происходит корневое чередование согласных ж//г, как и в словах:

Приставка под- пишется единообразно во всех словах, например:

подсмотреть, подкрасить, поджарить.

Правильно писать — подтяжки.

Если разобрать слово на морфемы, то увидим корень «-тяж-«. В нем есть буква «ж». Сравни со словом «тяжесть» или «тяжёлый». Вот вам и проверочное слово, даже два.

А еще она чередуется с буквой «г», сравни со словом «тяга». Дело в том, что звонкие согласные не могут чередоваться с глухими: «ж» чередуется с «г», а «ш» чередуется с «х» (мешок — меха).

Слово Подтяжки оказывается существительным множественного числа и женского рода: Подтяжки-Подтяжка, а Подтяжка — она моя. В этом слове видим окончание -И: Подтяжки-Подтяжек-Подтяжками.

Ударение в нем падает на второй слог: подтЯжки.

Корнем слова оказывается морфема ТЯЖ-: Тягать-Подтянуть.

В этом слове сложность имеется в написании сочетания ЖК, а само слово можно ошибочно написать как подтяШки.

Проверить сомнительную согласную Ш в слове Подтяжки можно родительном падежом Нет чего? — Подтяжек, когда суффикс К получает дополнительную гласную Е.

Приставка ПОД пишется через О и Д, по принципу написания приставок.

Задачи по химии

  • Что нужно знать для решения задач по химии
  • Решение задач по химии 1: Как определить концентрацию раствора
  • Решение задач по химии 2: Как определить количество вещества для реакции
  • Решение задач по химии 3: Как рассчитать массовые доли элементов в сложном веществе
  • Решение задач по химии 4: Как определить срок хранения продуктов

На практике мы иногда сталкиваемся с задачами, связанными с определением количественной оценкой веществ, вступающих в химические реакции, оценкой количества получаемых в этой реакции продуктов, интересующих нас веществ. Хозяйкам наверняка часто приходится определять процентное содержание того или иного вещества в растворе и сколько того или другого вещества при этом надо взять. Как правильно рассчитать количество вещества, которое бы нейтрализовало или обезвредило другое вещество? Сколько газа выделится, если к раствору лимонной кислоты добавить соду? Как приготовить, например, 5%-й раствор марганцовки, а также много других задач, встречаемых в бытовой практике.

Цель статьи Решение задач по химии — показать, как можно легко решать подобные задачи, не прибегая к сложным химическим расчётам, а применяя лишь общие знания из курса математики и немного общих знаний из химии.

Что нужно знать для решения задач по химии

Кстати, что Вам необходимо знать для решения простых задач по химии:
M — молярная масса (молекулярная масса вещества) — эту величину для простых веществ берут из таблицы Менделеева (число, записанное в правом нижнем углу каждого элемента, например, у углерода M(C)=12,01115 г/моль, при этом дробную часть обычно отбрасывают). Если это газ (например, водород), то M(H2) =1 x 2 =2 г/моль), и так для всех элементов — газов.
В основном мы имеем дело со сложными веществами, молярная масса которых равна сумме молярных масс входящих в него простых элементов, например, углекислый газ (CO2): M(CO2) = 12+16×2 = 44 г/моль.
W — концентрация вещества — это сколько вещества по массе содержится в 100 г раствора, например 5% раствор содержит 5 г сухого вещества и 95 г растворителя.

Ну что ж, рассмотрим наиболее широко распространённую задачку о том, как определить процентное содержание вещества в растворе и сколько нужно взять при этом вещества и самого раствора.

Имеется 200 мл 25% раствора уксусной кислоты (CH3 -COOH). Сколько нужно взять воды, чтобы из этого раствора приготовить раствор 5% уксусной кислоты?

раствора) = (М растворенного вещества) + (М растворителя)

1) По формуле W1 = (M вещества) / (М раствора) определим массу растворенного вещества:
(M вещества) = W1 x (М раствора), т.е. 0,25 x 200 = 50 г.

2) Чтобы получить раствор меньшей концентрации, нужно его разбавить водой, при этом масса растворенного в нём вещества не изменется. Поэтому запишем такую же формулу для нового раствора:
W2 = (M вещества) / ( М растворенного вещества + М растворителя ). Подставив числа, получим:
0,05 = 50 / (М растворителя + 50), откуда находим, что М растворителя = 950 г.

3) Итак, масса нового раствора будет равна (М растворенного вещества) + (М растворителя) = 50 + 950 = 1000 г (1л). Зная массу имевшегося раствора (200 г) и массу нового раствора (1000 г) определяем, что выду нужно добавить 800 г. Ответ: 800 г.

Иногда требуется решить обратную задачу:

Имеется рсствор 250 г с концентрацией 5%. Требуется определить, сколько необходимо взять растворимого вещества, чтобы повысить концентрацию раствора до 25%?
Решение:

1) Воспользуемся формулой W1 = (M вещества) / (М раствора) и определим массу рстворимого вещества в имеющемся 5% растворе и массу воды в этом растворе:
(M вещества) = 0,05 x 250 = 12,5 г., значит масса (М растворителя) = (М раствора) — (M вещества) = 250 — 12,5 = 237,5 г.

2) Запишем формулу для нового раствора:
W2 = (M нового вещества) / ( М нового вещества + М растворителя ). Подставив числа, получим:
0,25 = (M нового вещества) / ( М нового вещества + 237,5 ), откуда М нового вещества = 79,16 г.

3) Итак, в ранее имевшемся 5% рстворе содержалось 12,5 г растворенного вещества, а в новом растворе его содержится 79,16 г., значит для получения нового раствора нужно добавить 79,16- 12,5 г = 66,66 г вещества. Ответ: 66,66 г.

Решаем, считаем и проверяемся!

Масса / объем начального раствора, г(мл)

Приглашение в мир математики

Занимательная математика, задачи олимпиады Кенгуру, решения и ответы, формулы по алгебре и геометрии для всех классов, подготовка к тестированию ЗНО.

Pages

Умные игры и приложения для Android

Формулы для решения задач на дроби для 5 класса

В 5 классе на уроках математики ученики знакомятся с дробями и процентами. В 6 классе эта тема повторяется, но изучается более глубоко. А встречаться дроби и проценты продолжат вплоть до задач внешнего тестирования (ЗНО) для 11 класса.

Обыкновенная дробь — это пара чисел, записанных через черту.
Число под чертой (знаменатель), показывает, на сколько частей разделили целое.
Число над чертой (числитель) показывает, сколько этих частей выбрано.

То есть дробь $\frac<3><8>$ (три восьмых) означает, что целое было разделено на 8 частей, а взято из них три.

Существуют три класса задач на дроби: нахождение дроби от числа, нахождение числа по его дроби и выражение отношения чисел в виде дроби.

Как найти дробь от числа

В задачах на дробь от числа известно само число и дробь, которая от него взята. А найти требуется, какую величину составит эта дробь. Рассмотрим такую задачу

Пример 1.1.
В самолёте 120 пассажиров. $\frac<2><5>$ (две пятых) из них летят в самолёте в первый раз. Сколько пассажиров летит в первый раз?
Это задача на нахождение дроби от числа.
Есть число: 120.
Есть дробь: $\frac<2><5>$
Нужно найти, чему равны две пятых от 120.

Решаются задачи на нахождение дроби от числа так.

Решение
Задаём себе два вопроса:
1. Чему равна $\frac<1><5>$ (одна пятая) от 120?
Для этого 120 делим на 5, получаем 24.
2. Чему равны $\frac<2><5>$ (две пятых) от 120?
Результат 24, корый мы получили, нужно умножить на 2.
Получаем 48.

Значит, $\frac<2><5>$ от 120 составляет 48.
Ответ: 48 пассажиров летят впервые.

Попробуем решить ещё одну задачу на нахождение дроби от числа.
Пример 1.2.
В городе живут 1 500 000 человек. Из них $\frac<3><25>$ — школьники. Сколько в городе школьников?

Решение
1. Чему равна $\frac<1><25>$ от 1 500 000?
1 500 000:25 = 60 000
2. Чему равны $\frac<2><25>$ от 1 500 000?
60 000*3 = 180 000

Ответ: 180 000 школьников.

Когда вы набрались опыта решать такие задачи по вопросам, эти два вопроса можно свести в одно действие и использовать правило:
Чтобы найти дробь от числа, нужно это число умножить на дробь
Или, что то же самое:
Чтобы найти дробь от числа, нужно это число разделить на знаменатель дроби и умножить на её числитель

Пример 1.3.
В автосалон завезли 14 автомобилей. За месяц продали 2/7 этого количества. Сколько автомобилей продали?

Решение
Умножим 14 на $\frac<2><7>$:
$14\cdot \frac<2> <7>= \frac<14\cdot 2> <7>= 2\cdot 2 = 4$

Ответ: 4 автомобиля.

Теперь рассмотрим задачи второго типа:

Как найти число по дроби

В задачах этого типа исходное число неизвестно. Зато известна величина некоторой части от этого числа и какую дробь составляет эта часть от исходного числа. Для удобства рассмотрим, как бы выглядели эти же три задачи, если бы в них требовалось найти число по дроби.

Пример 2.1.
В самолёте сидят пассажиры (сколько их неизвестно!). Известно, что 48 пассажиров или $\frac<2><5>$ (две пятых) от их количества летят впервые. Нужно найти: сколько всего пассажирова в самолёте?

Решение
Эти 48 пассажиров, которые летят впервые, составляют две пятых ($\frac<2><5>$) от общего количества пассажиров в салоне. Мы можем найти одну пятую?
Да, нужно 48 разделить на 2.
48:2 = 24.
Мы узнали, что одна пятая часть от всех пассажиров — это 24 человека. Сколько всего пассажиров? В пять раз больше, то есть 24х5 = 120.

Ответ: 120 пассажиров всегов самолёте

Понятно? Давайте разберём ещё одну задачу.
Пример 2.2.
Три двадцать пятых ($\frac<3><25>$) населения города составляют школьники. Школьников в городе 180 000. Каково общее население города?

Решение
Опять само число (то есть население города) на неизвестно, зато известно, чему равны $\frac<3><25>$ от него.Значит, можно сначала найти, чему равна $\frac<1><25>$ от населения города. Разделим 180 000 на 3:
180 000:3 = 60 000

Зная одну двадцать пятую, можно найти и целое, умножив 60 000 на 25.
60 000х25 = 1 500 000

Ответ: в городе 1 500 000 жителей

Когда будете уверенно решать задачи на нахождение числа по его дроби по вопросам, можно будет заменить эти вопросы одним действием и использовать правило:

Чтобы найти число по его дроби, известную величину нужно разделить на эту дробь
Или, что то же самое:
Чтобы найти число по его дроби, известную величину нужно разделить на числитель дроби и умножить на её знаменатель

Пример 2.3.
Из завезённых в автосалон автомобилей за месяц продали удалось продать всего 4, что составляет 2/7 всех автомобилей. Сколько автомобилей завезли в салон?

Решение
Разделим 4 на $\frac<2><7>$:
$4: \frac<2> <7>= \frac<4\cdot 7> <2>= 2\cdot 7 = 14$

Ответ: 14 автомобилей завезли в салон.

И перейдём теперь к третьему типу задач на дроби, которые изучаются в математике 5 класса:

Как найти отношение двух чисел и выразить его в виде дроби

В задачах на нахождение отношения оба числа известны, а нужно найти, какую дробь второе число составляет от первого. Решаются они проще всего

Пример 3.1.
В самолёте 120 пассажиров. Из них 48 человек летят в первый раз. Какая часть пассажиров летит в первый раз?

Решение
Чтобы найти, какую дробь 48 составляет от общего количества пассажиров (120), нужно 48 разлелить на 120 и затем скоратить, что возможно.
Доля летящих впервые пассажиров составляет $\frac<48><120>$.

И числитель, и знаменатель делятся на 2, значит, можно сократить на 2.
$\frac<48><120>=\frac<24><60>$

Сократим ещё раз на 2:
$\frac<24> <60>= \frac<12><30>$

Теперь можно сократить на 3:
$\frac<6> <15>= \frac<2><5>$

Больше сокращать не на что — это и можно записать как окончательный ответ задачи.
Ответ: $\frac<2><5>$ пассажиров летят впервые.

Так что правило для решения задач на нахождение отношения чисел самое простое:
Чтобы найти, в виде какой дроби выражается отноешние двух чисел, нужно сначала записать дробь, в которой числитель и знаменатель — эти числа, а затем сократить её.

Обратите внимание, что дробь $\frac$ обозначает, какую долю величина А составляет от величины В и правильно записывайте величины в числитель и знаменатель.

Разберём ещё два примера.

Пример 3.2.
В городе с населением 1 500 000 жителей живут 180 000 школьников. Какую часть населения города составляют школьники?

Решение
Нужно найти, какую часть 180 000 составляет от 1 500 000?
Записываем дробь и сокращаем:
$\frac<180000><1500000>=\frac<18><150>=\frac<9><75>=\frac<3><25>$

Ответ: школьники составляют $\frac<3><25>$ от общего населения города

Пример 3.3.
Из завезённых в автосалон автомобилей за месяц продали удалось продать всего 4. Какую часть от всех автомобилей это составляет, если всегов автомалон завезли 14 машин?

Решение
Точно так же, берём дробь $\frac<4><14>$ и сокращаем:
$\frac<4><14>=\frac<2><7>$

Ответ: продали $\frac<2><7>$ от общего количества автомобилей.