Главная задача логистики




Логистика цели, задачи, методы (стр. 1 из 2)

Понятие логистической системы……………………………. 6

Логистика — часть экономической науки и область деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Логистика — это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. По сути, область применения логистики настолько специфична и нова, что в настоящий момент специалисты данной профессии на рынке труда очень нужны.

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).

Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель конкретизируется подцелями, например создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т. п. При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логистической цепи и т. д. вплоть до отдельного исполнителя логистической операции.

Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом происходит интеграция целей горизонтальная (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (взаимоувязка целей по уровням управления).

Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель предприятия — это максимальная загрузка мощностей, логистическая — минимизация складских издержек.

В логистической системе как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между функциональными сферами и уровнями управления. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений.

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.

К глобальным задачам логистики относятся следующие:

· создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а по возможности и других сопутствующих потоков;

· стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;

· достижение высокой системной гибкости;

· постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.

Одной из глобальных логистических задач для отечественного предприятия может быть внедрение новой информационной технологии управления, например программных продуктов компании «Парус».

При решении глобальных задач очень важен временной компонент. Дело в том, что внешняя среда меняется достаточно быстро, поэтому, если решение глобальной задачи происходит медленнее, чем происходят изменения во внешней среде, результат решения будет отрицательным.

Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны:

· максимальное сокращение времени хранения продукции;

· сокращение времени перевозок;

· рациональное распределение транспортных средств;

· быстрая реакция на требования потребителей;

· оперативная обработка и выдача информации и т. п.

Решение такой частной задачи, как сокращение времени перевозок в условиях автомобильных пробок (сегодня в условиях жесткой конкуренции многие компании начинают вести счет времени на часы и минуты), для многих московских организаций налицо — переход на ночную развозку.

Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках общих задач логистической системы, к которым относят следующие:

1. осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах;

2. разработка и совершенствование способов управления материальными потоками;

3. многовариантное прогнозирование развития событий и т п ;

4. стандартизация требований к качеству логических операций;

5. выявление несбалансированности между потребностями рынка в логистических операциях и возможностями логистической системы;

6. выявление центров возникновения потерь материальных и нематериальных ресурсов;

7. оптимизация технической и технологической структуры организации и т. п.

К основным методам , применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, относятся следующие.

I. Экспертные оценочные методы

1. Метод сценариев . Он является средством первичного упорядочения логистической проблемы, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой проблемы с другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития.

Сценарий – преимущественно качественное описание возможных вариантов развития исследуемого логистического объекта при различных сочетаниях определенных (заранее выделенных) условий. Сценарий в развернутой форме показывает возможные варианты развития событий для их дальнейшего анализа и выбора наиболее реальных и благоприятных.

Группа экспертов по логистике составляет план сценария, где намечаются функциональные области логистики, а также факторы внешней среды, учитываемые при постановке и решении логистической проблемы. Различные разделы сценария пишут обычно разные группы экспертов.

2. Метод Дельфи . В отличие от метода сценариев этот метод предполагает предварительное ознакомление экспертов по логистике с ситуацией с помощью какой-либо модели.

Этапы метода Дельфи:

1) нескольким экспертам предлагается один и тот же вопрос;

2) каждый эксперт вырабатывает свои оценки независимо от других экспертов;

3) ответы собираются и статистически усредняются;

4) экспертам, ответы которых сильно отклоняются от средних значений, предлагается обосновать свои оценки после предъявления средних значений;

5) эксперты разрабатывают обоснования и выносят их на рассмотрение;

6) среднее значение и соответствующие обоснования предъявляются всем экспертам для выработки окончательного решения.

3. Метод дерева целей . Экспертам по логистике предлагается оценить структуру логистической модели в целом и дать предложения о включении в нее неучтенных связей. Дерево целей представляет собой связной граф, вершины которого интерпретируются как цели логистической системы, а ребра или дуги – как связи между ними. Это основной инструмент увязки целей верхнего уровня логистической организации с конкретными средствами их достижения на нижнем операционном уровне.

В программно-целевом планировании (когда цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ) дерево целей выступает как схема, показывающая разделение общих целей логистического плана на подцели различных уровней.

Представление целей начинается с верхнего уровня логистической организации, дальше они последовательно разукрупняются. Основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, т. е. так, чтобы объединение подцелей полностью определяло исходную цель.

II. Методы, использующие специальные компьютерные программы

Применение компьютерных методов, помогающих специалистам принимать решения, позволяет:

• принимать быстрые и качественные решения в области управления материальными потоками;

• готовить опытных специалистов за относительно короткий промежуток времени;

• сохранять ноу-хау компании, так как персона, пользующаяся данной системой, не может вынести за пределы компании опыт и знания, содержащиеся в данных программах;

• использовать опыт и знания высококвалифицированных специалистов на непрестижных, опасных, скучных и прочих местах.

К недостаткам компьютерных систем следует отнести ограниченную возможность использования «здравого смысла». Логистические процессы включают в себя множество операций с разнообразными грузами. Учесть все их особенности в компьютерной программе невозможно. Поэтому для того, чтобы при складировании не поставить коробку массой 100 кг на коробку массой 5 кг, «здравым смыслом» должен обладать пользователь данной программы.

Цели и задачи логистики

Цель логистики — обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляет физическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворении потребностей организации в производственных ресурсах. При управлении логистической системой используются три основные концепции системного подхода:

1) концепция общих затрат;

2) концепция предотвращения подоптимизации;

3) концепция финансовых обменов.

Четыре условия, выполнение которых необходимо,

чтобы достичь основной цели логистики:

1) поставка нужного товара определенного качества в необходимом количестве;

2) определенное договором установленное время;

3) определенное место поставки;

4) минимизация общих затрат.

Объектом изучения логистики являются материальные и сопутствующие материальным (информационные, финансовые, сервисные) потоки, без которых невозможно осуществление материального производства.

Виды логистических потоков:

1) информационные и материальные;

2) транспортные и людские;

3) финансовые и энергетические и др.

Предмет изучения логистики — оптимизация материальных, информационных, финансовых, сервисных потоков, обеспечивающих производственно-коммерческий процесс, осуществляемая с позиции единого целого, т.е. минимизации издержек во всей логистической системе, а не в каждом отдельном ее элементе (цепи, блоке).

Задачи логистики определены в зависимости от of ее применения:

1) запасы (планирование, формирование и обеспечение необходимых материальных запасов);

2) транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экспедитора, маршрута транспортировки, планирование затрат на доставку и мониторинг);

3) складирование (планирование складских площадей и размещения складов, их количества, размещения продукции в них, управление складскими логистическими операциями, переработка, сортировка, упаковка и др.);

4) информационное обеспечение (сбор информации о перемещении материальных и других потоков).

В зависимости от выполняемых функций и задач логистику можно подразделить на:

1) макрологистику — область применения логистики, в которой решаются проблемы анализа рынка поставщиков и потребителей, выработки принципа распределения, размещения складских помещений в сфере обслуживания, выбора вида транспорта и транспортных средств, организации транспортировок, выбора маршрута, формирования и выбора движения материального потока, определения пунктов доставки, отгрузки и разгрузки готовой продукции, полуфабрикатов, комплектующих, сырья и материалов;

2) мезологистику — область применения логистики, где осуществляется интеграция нескольких логистических систем нескольких фирм одной отрасли в единую логистическую систему;

3) микрологистику — область применения логистических функций, где определяются локальные вопросы в пределах отдельных элементов логистической системы и осуществляется управление материальными и другими сопутствующими потоками на внутрифирменном уровне. Микрологистика осуществляет операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами и направлением движения материалопотоков внутри предприятия.

Все о логистике Разрыв реальности — Время логистики!

Индексы цен России

Мировые цены FOB

Мировые котировки на зерно

ЛОГИСТИКА

Логистика : миссия, цель, объект, предмет и задачи, проблемы и результат

Миссия логистики – достижение логистической цели.
Цель логистики – доставка продукции в заданное место в определенный день и час, в нужном количестве и ассортименте при оптимальном уровне издержек, а главное с сохранением ее качества.
Объект логистики – материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки.
Предмет логистики – организация оптимальных материальных и соответствующих им финансовых и информационных потоковых процессов.
Весьма широкая сфера практического приложения логистики предполагает дифференцирование решаемых задач на общую, главную и основные.
Общая задача логистики состоит в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.

Главная задача логистики заключается в достижении с наименьшими затратами максимальной приспособленности предприятия, фирмы, компании к изменяющейся рыночной обстановке, в повышении на рынке их доли и получении преимуществ перед конкурентами.

Основные задачи логистики решаются и реализуются на операционном уровне управления предприятием, фирмой либо компанией и состоят в следующем:

  • сборе, аккумулировании, анализе и передаче информации о движении материальных потоков;
  • планировании, формировании и содержании материальных запасов;
  • выборе и обосновании местоположения логистического объекта (промежуточного склада, распределительного центра, оптовой базы и пр.) на логистическом полигоне;
  • управлении процессом складской переработки материального потока в требуемый клиентом «формат»;
  • упаковке продукции в соответствии с требованиями на поставку и сохранение качества;
  • выборе типа и вида транспортных средств для доставки грузов клиентам;
  • организации и планировании доставки грузов потребителям;
  • расчете и выборе оптимальных маршрутов доставки грузов клиентам.

В процессе решения перечисленных задач возникают проблемы различных характера и этиологии.

К значимым проблемам логистики на сегодняшний день относятся:

  • обеспечение взаимного соответствия материальных и информационных потоков;
  • контролирование материального потока и передача данных о нем в единый логистический информационный центр;
  • определение стратегии и технологии физического перемещения средств потребления и товаров;
  • разработка способов управления операциями движения товаров;
  • установление форм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;
  • определение объема производства, транспортировки и складирования;
  • расхождение между требованиями и возможностями закупки и производства.

Достижение цели логистики измеряется четким и конкретным результатом. В данном случае результатом логистики является наличие требуемого изделия в необходимом количестве и заданного уровня качества, в нужном месте и в назначенное время, с минимальными затратами.

Логистика — это … (термин логистики, история и варианты определений)

Развитие логистики в достаточно широком хронологическом периоде практически полностью доказывает данное утверждение, одновременно позволяя проследить и формирование определения термина «логистика». Для наглядности и удобства изучения последнего целесообразно рассмотреть историю формирования понятия «логистика» в свете выше рассмотренных этапов развития логистики. Для этого ограничимся наиболее известными определениями.
Первый этап развития логистики. Данный период можно назвать периодом зарождения логистики и ее базовых правил и принципов. Потому и формулировка термина «логистика» в этот период еще не была озвучена. Но купцы и правители города Угарит понимали ее как науку о движении продуктов и множества товаров как внутри города, так и между городами сопредельных государств.
Военачальники того времени понимали под логистикой умение управлять войсками в сражениях.
К сожалению, другие определения, принадлежащие этому периоду, неизвестны.

Второй этап целиком и полностью можно назвать периодом формирования логистики как военной науки. Очевидно, что большая часть определений понятия «логистика» принадлежит перу военачальников или военных теоретиков. Ниже перечислены некоторые из них.

Логистика это:

  • практическое искусство движения войсками (определение, данное военным теоретиком ХIХ в. А. Г. Джомини);
  • четкая и слаженная работа тыла по обеспечению войск всем необходимым;
  • математическая логика (определение немецкого математика Г. В. Лейбница);
  • наука о вычислении;
  • искусство передвижения и снабжения подразделений армии и флота (определение принадлежит неизвестному древнегреческому военачальнику);
  • искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения (Военный энциклопедический лексикон. – Спб, 1850).

Третий этап характеризуется становлением логистики как военной науки и окончательным осознанием военными ее громадной пользы для эффективного ведения боевых действий. На этом этапе были сформулированы среди многих определений логистики определения, наиболее полно описывающие ее суть и предназначение:

  • умение снабжать армию военной амуницией, транспортировать военные грузы, выбирать местоположение лагеря и корректировать совершение марша;
  • тыл и снабжение; материально-техническое обеспечение, организация и осуществление работы тыла («Большой англо-русский словарь»).

На четвертом этапе развития наука «логистика» получила такие известные определения:

  • оптимальная координация движения и создания запаса сырья, деятельность по переработке, упаковке конечной продукции, ее складирование и доставка клиентам;
  • широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю, в некоторых случаях включающий движение сырья от источников снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание покупателей (Совет по управлению логистикой (Council of Logistics Management), США).

Пятый этап является самым «плодотворным», с точки зрения определения понятия «логистика». Сегодня существует уже более пятидесяти определений термина «логистика», опубликованных в учебниках, учебных пособиях, брошюрах, статьях, диссертационных работах за период с 1985 г. и по настоящее время. Приведем лишь некоторые из формулировок, по нашему мнению, наиболее емкие и концептуальные.
Итак, логистика:

  • теория и практика, порожденная, прежде всего, интеграционными процессами в экономике, социальной и государственной жизни.
  • междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков;
  • направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.
  • наука о потоковых процессах целенаправленной человеческой деятельности.
  • наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации (Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995).
  • процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю обращения. Логистика – это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день не существует признанного профессиональной общественностью определения, на которое бы можно было полностью ориентироваться при изучении дисциплины «логистика» и при подготовке логиста к практической деятельности. Хотя, справедливости ради, следует признать, что каждое из определений по-своему обоснованно, научно и понятно. Чем же вызваны трудности в принятии единого для всех определения?
Неоднозначность трактовки термина «логистика» объясняется тремя причинами.
Первая заключается в том, что логистика проникает практически во все области деятельности человека. Такое множество направлений приложения логистики и не позволяет создать то единое определение, которое было бы справедливо, корректно и понятно для всех.
Вторая причина неоднозначности определения сущности логистики, как отмечает А. А. Смехов, «…объясняется различным ракурсом взгляда на проблему». Это значит, что логистику можно рассматривать с разных точек зрения, а именно, с позиции менеджера, маркетолога, финансиста, экономиста, ученого или руководителя фирмы, компании.
Третья причина состоит в том, что, как подтверждает зарубежная практика, логистика становится быстро развивающейся инфраструктурой в сфере экономики и организации производства. Она учитывает формирование рыночного спроса, производство, распределение и доставку.
Однако, несмотря на указанные трудности, по мере роста наших знаний об управлении и запасах, а также опыта передовых компаний концепция логистики получает большое признание и применение
в ряде организаций. А если это так, то следует, наверное, все же указать на определение термина «логистика», которое должно быть положено в основу практической деятельности лиц и структурных подразделений, занимающихся логистизацией экономических процессов. Таковым является последнее определение логистики, данное Советом по управлению логистикой (Council of Logistics Management, США): логистика – это процесс планирования, осуществления контроля и складирования сырьевого потока при достижении оптимальной стоимости, создания запаса готовой продукции и относящаяся к этому информация с целью удовлетворения потребностей клиента от пункта прохождения до пункта потребления. Данное определение относится к входящему и исходящему, внутреннему и внешнему движению сырьевого потока и позволяет понять истоки и предназначение логистики.

Контроллинг логистики

Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятель­ности путем оптимизации потоковых процессов является концепци­ей логистики. Основными ее положениями являются следующие:

1. Реализация принципа системного подхода.

2. Отказ от выпуска универсального технического и подъемно­транспортного оборудования. Использование оборудования, соот­ветствующего, в основном, конкретным условиям.

3. Гуманизация технологических процессов, создание совре­менных условий труда.

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистиче­ской цепочки.

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Логистическая функция — это укрупненная группа логистиче­ских операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

С учетом современных задач логистики различают два вида функций: оперативные и координационные.

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабже­ния, производства и распределения.

К функциям в сфере снабжения относятся управление движе­ния продукции от поставщика или пункта их приобретения к про­изводственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

В фазе производства функцией логистики становится управ­ление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а так­же перемещение готовой продукции на оптовые склады и рознич­ные рынки сбыта.

Функция управления распределением продукции охватывает оперативную организацию потоков конечной продукции от пред­приятия-производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся: вы­явление, анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства, анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков, обработка данных, касающихся заказов и потребно­стей клиентуры. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар.

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений — оперативное планирование, продик­тованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирмы.

Таким образом, главная задача контроллинга логистики заклю­чается в осуществлении текущего контроля за экономичностью про­цессов складирования и транспортирования материальных ресурсов. Контроллер должен обеспечивать руководство предприятия инфор­мацией, необходимой для принятия решений в сфере логистики, а также осуществлять согласование и оптимизацию материальных пото­ков с другими процессами, протекающими на предприятии.

На основе информации, которая содержатся в программах, ус­танавливающих качество, вид, количество производимых в единицу времени продукции, контроллинг определяет потребности подраз­делений и предприятия в целом в материалах, полуфабрикатах и комплектующих. Одной из функций контроллинга логистики явля­ется разработка и анализ моделей управления складскими запасами. Анализ моделей управления запасами сводится к установлению последовательности процедур снабжения и пополнения запасов, при которой обеспечиваются минимальные суммарные затраты, связанные с заготовками, хранением продукции и убытками из-за неудовлетворенного спроса. Контроллинг занимается выбором ме­тодов заказов, но все они основаны на одном моменте: складской запас пополняется после того, как объем запасов на складе достигнет определенного минимального значения, или по прошествии опре­деленного периода времени.

Контроллинг занимается также расчетом издержек, основан­ных на системном охвате работ в области логистики. Места приемов материалов, полуфабрикатов и комплектующих, система транспор­тировки ресурсов на предприятии, а также склад готовой продук­ции являются основными местами возникновения издержек. Кон­троллинг логистики позволяет рассчитать плановые издержки на основе определения планового количества потребления запасов, определенного по плановым ценам.

Как уже отмечалось выше, первоочередная задача контрол­линга — это контроль экономичности в сфере логистики. Контрол­линг обеспечивает информационную поддержку принятия реше­ний, существенных для достижения целей предприятия. Он опреде­ляет степень готовности поставщиков, затраты на складирование, транспортные издержки, выбирает подходящие места для складиро­вания. С помощью служб контроллинга менеджеры формируют наиболее подходящие стратегии предоставления материалов под­разделениям, рассчитывают структуру сети дистрибьюторов, выби­рают оптимальные систему складирования.

При осуществлении контроля над экономичностью контрол­лер вырабатывает рекомендации для руководства, на основе кото­рых достигается оптимальная система затрат.

2. Функции и задачи логистики

2. Функции и задачи логистики

Различают два вида функций логистики: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с управлением движением материальных ценностей в области снабжения производства и распределения.

В сфере снабжения – это управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции от поставщика до производственного предприятия, склада или торгового хранилища.

На уровне производства логистика – это управление, включающее контроль движения полуфабриката через все стадии производства, а также движения товара на склады и рынки сбыта.

Управление распределением охватывает организацию потоков конечной продукции от производителя к потребителю. К функциям логистической координации относятся: выявление и анализ материальных потребностей различных частей производства, анализ области рынков, на которых действует организация, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных потребностей клиентуры. Сущность перечисленных функций заключается в координации спроса и предложения. Базируясь на соответствующей информации, логистика занимается состыковыванием предъявляемого рыночной ситуацией спроса и разработанного организацией предложения. Из координационной функции логистики сформировалось еще одно ее направление – оперативное планирование. На основании прогноза спроса разрабатывается график перевозок и порядок управления запасами готовой продукции, в итоге определяется планирование производства, разработка программ снабжения сырьем и комплектующими изделиями. Из основополагающих позиций выделяют следующие функции логистики: системообразующая, интегрирующая, регулирующая, результирующая.

Системообразующая логистика – это система эффективных технологий обеспечения управления ресурсами.

Интегрирующая функция – это обеспечение логистикой синхронности процессов сбыта, хранения и доставки с привязкой к рынку средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Регулирующая функция заключается в реализации управления материальными, информационными и финансовыми потоками для сокращения затрат.

Результирующая функция подразумевает деятельность по доставке товара в нужном количестве в определенное время и место с необходимым качеством при минимально возможных издержках. Критерием для определения эффективности реализации логических функций является достижение конечной цели логистической деятельности.

Задачи, стоящие перед логистикой, можно разделить на общие, глобальные и частные. Достижение максимального эффекта с минимальными затратами – это главная глобальная задача логистики. Моделирование логистических систем и факторов их функционирования также относят к глобальным задачам.

К общим задачам относятся:

1) создание системы регулирования материальных и информационных потоков;

2) прогнозирование возможных объемов производства, перевозок, складирования;

3) определение несостыковки между необходимостью и возможностью реализовать ее на производстве;

4) выявление спроса на продукт, выработанный и продвигаемый в рамках логистической системы;

5) организация предпродажного и послепродажного обслуживания.

На основании решений общих задач создается сеть складских систем для организации обслуживания заказчиков и оптимального прикрепления их к пунктам производства.

Частные задачи имеют более узкое направление и включают:

1) создание минимальных запасов;

2) максимальное сокращение времени хранения готовой продукции;

3) сокращение времени перевозок.

Основные правила логистики можно сформулировать так: нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами. Основным объектом исследования в логистике является материальный поток. Прилагаемые к материальному потоку действия называются логистическими операциями, или логистическими функциями. Материальные ресурсы, находящиеся в состоянии движения, незавершенное производство, выпущенная продукция, к которым применяются логистические операции или функции, определяют материальный поток.

Логистическая операция – это движение, согласованное с возникновением, поглощением и преобразованием материального и сопутствующего ему информационного, финансового и сервисного потока.

Логистическая функция – это автономная составляющая логистических операций, нацеленных на решение выдвинутых перед логистической системой и звеньями задач. От вида логистической системы зависит объединение логистических операций и функций.