Scrum методология управления проектами




Читать онлайн «Scrum. Революционный метод управления проектами» автора Сазерленд Джефф — RuLit — Страница 1

Эту книгу хорошо дополняют:

Управление проектами

Бизнес-процессы

Deadline

SCRUM

The Art of Doing Twice the Work in Half the Time

SCRUM

Революционный метод управления проектами

Манн, Иванов и Фербер

Информация

от издательства

Издано с разрешения Scrum, Inc. c/o The Ross Yoon Agency

На русском языке публикуется впервые

Сазерленд, Джефф

Scrum. Революционный метод управления проектами / Джефф Сазерленд ; пер. с англ. М. Гескиной — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Методика Scrum — решение, найденное Джеффом Сазерлендом, чтобы преодолеть классические недостатки управления проектами: отсутствие слаженной работы внутри команды, невыполнение намеченных планов, дублирование задач внутри подразделений и т. д. В отличие от старого «поэтапного» подхода, при котором выбрасываются на ветер огромные средства и который зачастую так ни к чему не приводит, Scrum позволяет выполнять обязательства меньшими силами, в короткие сроки и с низкими затратами, а итоговый продукт отличается отменным качеством. Сегодня Scrum уже прочно закрепилась в управленческом арсенале большинства технологичных компаний мира. Теперь этот инструмент повышения продуктивности доступен и вам.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Jeff Sutherland and Scrum, Inc., 2014

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

Предисловие партнера к российскому изданию

Книга, которую вы держите в руках, написана одним из авторов Scrum. Он рассказывает о предпосылках создания методологии и основных ее аспектах.

Самое важное в данной методологии (на мой взгляд) — ориентация на клиента. Заказчик должен получить то, что хочет, вовремя и с минимальными затратами.

Основная идея методологии Scrum — итеративный подход к планированию и выполнению проекта. В отличие от линейного (каскадного) подхода, когда проект изначально планируется «от» и «до», а результат где-то «в конце пути», данный способ позволяет в короткие сроки с минимальными затратами получить готовый продукт. Конечно, он еще не обладает всеми требуемыми характеристиками, но его уже можно использовать. Далее в ходе проекта исполнитель получает обратную связь от клиента, на основе которой осуществляется циклическое наращивание функциональности и совершенствование продукта.

Основная характеристика Scrum — гибкость. Данный подход позволяет оперативно реагировать на изменения в требованиях заказчика и быстро адаптировать продукт к ним.

На сегодняшний день Scrum — хорошо проработанная методология. Ее популярность растет с каждым днем, в том числе в нашей стране. Однако при внедрении Scrum могут возникнуть трудности. Во-первых, предполагается активное участие заказчика в проекте, а во-вторых, требуется слаженная командная работа. По своему опыту могу сказать, что не всегда удается добиться присутствия заказчика на собраниях и адекватной обратной связи от него. Профессионализм, ответственность и умение работать в команде также нельзя назвать неотъемлемыми чертами нашей российской бизнес-действительности.

Но в любом случае новый подход стоит того, чтобы им заинтересоваться. Какие-то идеи и инструменты можно применять частично, и это тоже принесет свои плоды. Тем, кто всерьез намерен внедрять эту методологию в своей компании, рекомендую пройти специальное обучение. Scrum преподают в бизнес-школах по всему миру.

Книга написана очень живым языком и благодаря насыщенности фактическим материалом легко читается. Автор приводит множество примеров проектов, в которых использовалась Scrum: от таких крупных, как план модернизации системы управления информацией ФБР и одной из крупнейших фармацевтических компаний, до проекта ремонта дома. Также в ней даются ссылки на исследования, которые иллюстрируют психологические аспекты управления проектами.

Все это делает книгу «Scrum. Революционный метод управления проектами» интересной и полезной для всех, кто интересуется проектным управлением и хочет повысить свою эффективность в этой сфере. Думаю, после ее прочтения у всех возникнет желание использовать подходы и инструменты, которые дает автор, а также изучить этот метод глубже.

президент Samolov Group

Все началось с того, что двадцать лет назад мы с Кеном Швабером создали свой подход к разработке программного обеспечения для технологических отраслей и назвали его Scrum. Наша методология была более быстрой, надежной и эффективной.

До того момента при управлении проектами по разработке программного обеспечения использовали каскадную модель — и так вплоть до 2005 года. Работа осуществлялась пошагово, постепенно продвигаясь к цели — получению конечного результата и передаче его пользователю. Процесс шел медленно, развивался непредсказуемо, зачастую так и не приводя к возникновению продукции, в которой нуждался заказчик или которую просто пожелали бы приобрести люди. Волокита, оборачивающаяся многими месяцами, а иногда и годами, — вот характерная черта каскадной модели. Предварительно составленные поэтапные планы, представленные на диаграммах Ганта, выглядели настолько подробными, что внушали руководству уверенность, будто процесс разработки находится у них под полным контролем, — и все-таки мы практически были обречены выпадать из графика и катастрофически выходить за рамки бюджета.

Дабы преодолеть эти недостатки, я придумал в 1993 году Scrum — новый подход к решению вопросов, принципиально отличающийся от используемого ранее метода нисходящего проектирования. В отличие от предыдущих методологий, принцип Scrum был аналогичен эволюционным, адаптивным, самокорректирующимся системам.

С момента своего возникновения концепция Scrum легла в основу проектирования новых программных продуктов для технологических отраслей. Однако, снискав признание и успех в Кремниевой долине среди руководителей проектов по созданию программного обеспечения и нового оборудования, в общей деловой практике Scrum остается еще малоизвестной методологией. Именно ради этого делового сообщества — людей, не связанных напрямую с миром высоких технологий, — я задумал написать книгу, в которой собираюсь раскрыть и разъяснить преимущества Scrum как системы управления в бизнесе. Я расскажу о первоистоках методологии Scrum: производственной системе компании Toyota и концепции, созданной для задач боевой авиации, — цикле OODA[1]. Рассмотрю вопрос, почему организация проектов силами небольших команд является более эффективным способом работы. Остановлюсь на следующих моментах: как правильно расставлять приоритеты в работе над проектом; как организовывать спринты, то есть короткие этапы разработки проекта (от одной недели до одного месяца), — причем делать это таким образом, чтобы каждый член команды отвечал за свою часть работы, а результат последующего этапа вбирал в себя функции проекта, реализованные на предыдущих этапах; как проводить ежедневные короткие обсуждения задач проекта, чтобы быть не только в курсе сделанного, но и тех трудностей, с которыми неизбежно приходится сталкиваться. Кроме того, я объясню, как методология Scrum объединяет концепцию непрерывного совершенствования и концепцию реализации продукта с минимальным функционалом, что позволяет не ждать завершения всех работ, а оперативно удовлетворять требования заказчика на каждом этапе проекта. Вы узнаете, что мы применяли Scrum при проектировании абсолютно всего: от создания дешевых автомобилей с расходом топлива четыре литра на сто пятьдесят километров до разработки современных, на уровне XXI века, баз данных ФБР.

Scrum — методология управления проектом

Современное образование не стоит на месте и постоянно развивается, особенно с приходом тотального капитализма. Поначалу пришел обычный менеджмент, а затем он начал развиваться стремительными темпами, предлагая все новые технологии и разработки. На данный момент можно использовать огромное количество самых разных методологий, которые позволяют эффективно управлять людьми и целыми компаниями, процессами и незначительным отделом, каждая технология имеет свои особенности и уникальные возможности. Scrum — методология, которая появилась сравнительно недавно и получила сразу огромное признание, так как дала возможность руководителям правильно сочетать ресурсы времени и работников, а также временные промежутки, что стало причиной высокого показателя эффективности и развития. Правда, организовать данную методологию не так легко, поэтому стоит уже сейчас ознакомиться с первоначальной информацией по ней. Стоит сразу отметить, что вся наша информация имеет исключительно теоретический характер, а идеальное владение Scrum возможно исключительно при практическом применении.

Что такое Scrum?

Scrum (методология) – это универсальная система управления проектами, которая позволяет при минимальном затрачивании ресурсов получать необходимый эффект. Данная технология применяется во время разработки информационных систем управления или во время создания программного обеспечения, также данная методология используется во время разработки крупных игровых проектов, рассчитанных на постоянных онлайн-пользователей. Стоит отметить, что ни в теории, ни в практике данный метод нельзя использовать для производства и иерархической системы управления. Дело в том, что если разбирать технологии, которые входят в Scrum, то можно заметить, что в большинстве случаев персонал уравнивают между собой, идут постоянные обсуждения проектов и дальнейших действий. Ключевым понятием является проект, на который и рассчитана данная технология. Именно под разработку продуктов с дальнейшей поддержкой и постоянными обновлениями рассчитана эта методология.

Зачем она нужна?

Scrum – методология, позволяющая правильно формировать ресурсы и максимально использовать потенциал команды. Именно благодаря ей руководители могут держать ситуацию под контролем, в максимально короткие сроки находить новые идеи, которые в дальнейшем реализуются и предоставляются пользователям. Благодаря данной системе удобно собирать крупицы идей у всех своих подчиненных и составлять из них цельную идею. Кроме того, такой метод позволяет регулярно собирать информацию о проделанной работе, выбирать методы мотивации и определять слабые звенья, которые тянут компанию или команду вниз. Кроме того, эта методология удобна тем, что позволяет правильно распределять ресурсы без каких-либо определенных правил и установок, то есть действовать в зависимости от ситуации. Главным отличием является правильное распределение времени, практически каждый шаг, каждое высказывание и собрание персонала — все имеет определенный отведенный для него промежуток времени. Благодаря данным технологиям и появилось такое понятие, как логистика времени, основанное на правильном распределении ресурсов.

Где она применяется?

Scrum — методология, которая применяется в топовых компаниях мира, которые занимаются разработкой цифровой продукций и распространяют ее в основном через интернет. К таким компаниям можно отнести крупных разработчиков игровых проектов, создателей различных программных обеспечений и даже Apple, где каждое мнение сотрудника оценивается, как золото. Что касается производства и тяжелой промышленности, то там такая технология не прижилась, так как имеются неподъемные ресурсы, огромное количество персонала и большое влияние внешних факторов. В случае с цифровой разработкой успех зависит скорее от маркетинга и успеха, нежели от политики, экономики и прочих факторов влияния. Даже простые команды стартаперов используют данную технологию и работают как одно целое звено, что позволяет им добиваться невероятных успехов.

Технология Agile

Методология Agile Scrum является ветвью основы технологии, которую мы с вами рассматриваем. Но если обычный Scrum представляет компании как иерархию и только иногда создает ситуации для равных прав, то новое дополнение к ней исключает все возможные разделения, так как его основа заключается в единстве. Говоря простым языком, в таких случаях команды предоставлены сами себе, без верхушки власти и надзирательства. Agile Scrum – это самоуправляемая команда, где все равны и нет боссов, где каждая идея ценится и обсуждается, где все решается путем совместного голосования. Думаете, что таких компаний нет? Вы ошибаетесь, так как примеров полно, особенно в Японии. Также такой методологией пользуются некоторые отделы компании Google. Также стоит отметить, что в случае использования Agile Scrum создается атмосфера полного доверия и понимания, именно при таких условиях видно, кто действительно одержим идеей достичь успеха, а кто просто числится в компании.

Технология Meetings

Теперь стоит рассмотреть еще одну ветвь методологии, которая теперь будет рассчитана на повышение эффективности и увеличение положительного эффекта от работы. При использовании данной технологии команда активно занимается логистикой времени и четко определяет свои цели и задачи. Scrum Meetings позволяет избавиться от всего лишнего и заняться четкими целями, которые необходимы не только компании, но и персоналу. При таком методе очень часто проводят еженедельные собрания, сначала выслушивают идеи и предложения, затем голосуют за то, какие из них убрать. Все что остается, попадает под пункт «Для реализации» и уже потом все ресурсы и мощности направляются на достижение именно той задачи, которая, собственно, и была выбрана. Также Scrum Meetings позволяет правильно распределять свободное время, которое соотносится с трудоспособностью персонала. Именно такой глубокий анализ и сопоставление позволяют добиться хороших результатов.

Технология Demo

Также стоит отметить, что эта методология имеет ряд способов, которые позволяют оценить результат или проанализировать его, также имеется возможность заранее представить модель конечного результата, что позволит понять, как именно должен будет выглядеть продукт. Demo Scrum – это и есть способ, который используется в данной методологии. Он позволяет визуально и функционально представить, как должен выглядеть конечный результат, чтобы персонал отчетливо понимал, над чем работает. Такой род мотивации порой дает отличный результат, так как конечный продукт порой вдохновляет работников, и они работают в полную силу. Кроме того, Demo Scrum позволяет заранее понять, а возможно ли создать продукт, как он будет выглядеть, понравится ли это окружающим. В общем, провести комплексный преждевременный анализ результата, который позволяет рассмотреть возможные ошибки и заранее внести необходимые коррективы в свою работу.

Технология Retrospective

И последний момент, касающийся нашей технологии, относится к проводимым встречам, которые также носят свои наименования. Retrospective Scrum – встреча, которая позволяет все обсудить в дружеской беседе, она обеспечивает свободную критику и легкую отчетность о проделанной работе. То есть проводится неформальное собрание, где все в дружеской обстановке обсуждают все, что было сделано и что нужно изменить. Также персонал докладывает о проделанной работе и объясняет, почему не получилось добиться того или иного результата, не опасаясь увольнения или выговора. Retrospective Scrum позволяет персоналу сплотиться и быть более искренним по отношению к себе и окружающим. Благодаря этому можно получать максимально подробную и достоверную информацию, ознакомиться со скрытыми проблемами, которые имеются в коллективе, и постараться их решить совместными усилиями.

Где обучают?

Вот собственно и все, что нужно знать о данной методологии. Она имеет огромное количество самых разных ветвей, способов и методов, которые пополняются с каждым разом, исходя из опыта новых и старых компаний, которые использовали Scrum как основу управления. Теперь осталось понять, а где изучается Scrum (методология). Тренинги, обучение имеют важное значение, так как позволяют познакомиться с основой управления и научиться ею пользоваться. Но как мы говоривали выше, чтобы максимально эффективно владеть ею, необходимо постоянно практиковать свой уровень готовности, поэтому проведение теоретических мероприятий может вызывать споры. Но от этого никуда не деться, поэтому приходится смириться с тем, что имеется. На данный момент Scrum (технологию) рассматривают в высших учебных заведениях и активно преподают люди, занимающиеся коллективным обучением и профессиональным продвижением. Найти и обучиться данной технологии можно в крупных городах и столицах различных стран Европы, Америки и Азии. В России эта методология только начинает получать свое развитие и уже имеет хорошие результаты в своем продвижении.

Что может дать?

Scrum — методология управления проектом, которая может дать опыт контроля и правильного владения ситуацией в различных компаниях. Внедрять ее нужно только после тщательного анализа компании и персонала. Руководители неохотно идут на подобную практику и эксперименты, поэтому помимо знаний и практики вы должны уметь правильно предоставлять данные, уметь оказывать положительное влияние и просто доказывать необходимость использования методологии. В остальном все зависит исключительно от вас и вашего стремления к знаниям и умениям.

Методология Scrum. Как управлять проектами?

Добрый вечер, уважаемые коллеги!

Задавались ли вы вопросом управления проектами? Как вы руководите своей жизнью, работой или бизнесом? Как добиться высокой производительности, быстрого результата, прозрачности процесса и гибкости?

Я предлагаю вам ознакомиться с методологией скрама, которая поможет вам добиться удивительных результатов! Читайте и применяйте!

Что такое Scrum?

Имея дело с управлением проектами и людьми, включая себя, мы руководствуемся какими-либо принципами. Выстраивается определенная структура взаимодействия, контроля, мониторинга и улучшения процесса работы. Одним из методов гибкого управления является «Scrum».

Scrum — методология управления проектами, применяющаяся при необходимости гибкой разработки. Методология делает акцент на качественном контроле процесса разработки.

Скрам возник в 1993 году как подход к разработке программного обеспечения. Сегодня он внедрён в различные области производства и бизнеса. Его также применяют для достижения лучших результатов в жизни отдельного человека.

Стоит сказать, что Scrum — это только подход, но не план действий или инструкция, по которой необходимо чётко следовать. Это методология позволяет получить результат с минимальными затратами в короткие сроки. Самой главной характиристикой скрама является гибкость.

В этом подходе существуют и свои недостатки: активное участие заказчика, что не всегда возможно, и слаженная команда. Если обе эти задачи будут решены, и вашей команде и вам лично будет подходить этот метод, то результат превзойдёт свои ожидания.

Scrum управление проектами — основные принципы

Разберём основные положения Scrum управления проектами, которыми стоит руководствоваться, если вы решили испытать эту методику. Не обязательно следовать чётко все принципам, так как некоторые могут изначально не подходить вам или вашему бизнесу.

  1. Выберите визионера. Обычно это владелец самого продукта. Этот человек обладает видением того, что должно быть на выходе. Он понимает, как должно быть всё устроено, и является путеводной звездой для всего проекта.
  2. Выберите скрам-мастера. Это человек, которые решает все мелкие и многочисленные задачи, устраивает короткие собрания и следит за выполнением самого подхода.
  3. Выберите команду. Найдите тех, кто лучше всего вам подходит для работы над проектом. Scrum подразумевает малое количество участников от 3 до 12.
  4. Создать бэклог. Это список всех требований к продукту по приоритетности. Составляется он с учётом все людей, принимающих участие в создание продукта.
  5. Оцените список задач. Пусть команда определится, что ей необходимо и достаточно ли знаний, умений и информации для реализации каждой из задач. Также задайте сложность каждой задаче, можно сделать это с помощью чисел Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21. При подведение итогов и сравнению с прошлым опытом необходимо сравнить количество баллов.
  6. Запланируйте спринт. Это краткосрочный забег на 1 или 2 недели, который команда сама планирует. Берётся определённое количество заданий, с которыми по мнению команды она может справиться. Если уже пройдено несколько спринтов, то стоит учитывать количество прошлых баллов. Должна наблюдаться динамика.
  7. Видимость процесса. Очень важно сохранять прозрачность процесса для скорейшего достижения результата. Для этого можно завести скрам-доску с колонками: «нужно сделать», «в процессе» и «сделано». Для этого подойдёт обычная доска в офисе или мобильное приложение Trello.
  8. Ежедневные собрания. Это встреча Scrum-мастера и команды, которая длится не более 15 минут. На ней разбираются несколько основных вопросов: «что делал вчера для спринта», «что будешь делать сегодня для завершения спринта» и «какие препятствия встают перед командой». Это необходимо для быстрого устранения любых проблем скрам-мастером.
  9. Обзор спринта. Это собрание, на котором команда предоставляет свои результаты — что она сделала окончательно по завершению спринта.
  10. Собрание после завершения спринта. На этом обсуждении должны присутствовать все. Главный упор делается на улучшении процесса, а не на поиске виноватых и нерешаемых препятствий. Что можно улучшить? Что поможет ускорить процесс? Что можно внедрить? и так далее. Занесите результаты в бэклог.
  11. Следующий спринт. Начинайте его немедленно с учётом прошлого опыта. Непрерывность, развитие и гибкость — важнейшие параметры скрама.

Все эти пункты в совокупности представляют скрам. Но это только подход, а не метод. Совершенствуйте его под себя и свой бизнес, будьте гибкими.

Scrum управления проектами набирает популярность, его используют в голландских школах, в Уганде для борьбы с бедностью, в огромном количестве IT-проектов, бизнесах и в других сферах. Скрам повышает эффективность и производительность, поэтому я советую хотя бы на несколько недель ввести его в свою жизнь и/или бизнес.

В этом подходе прослеживается свобода творчества и ответственность за свой результат, которые дают удивительный результат. Дайте людям творить, делать то, что они считают эффективным и правильным, но пусть несут за это ответственность. Попробуйте применить это правило к своим сотрудникам и себе лично. До встречи в следующих статьях! Успехов!

P.S. Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога, чтобы не пропустить следующую.

Поделитесь этой страничкой со своими друзьями, они будут Вам благодарны

ТОП-4 Методологии управления проектами

26 Мар 2015

Как известно, каждый проект – это уникальное мероприятие, не поддающееся стандартизации. Однако процессы управления проектами поддаются стандартизации и документы, которые формализуют эти процессы, получили название методологий управления проектами. Причем некоторые методологии управления проектами применимы для всех типов проектов в разных областях. Другие же, напротив, подходят только для управления конкретными типами проекта. Так, для сферы дорожного строительства наиболее подходящей будет одна проектная методология, в то время как для проекта по разработке программного обеспечения – другая. Рассмотрим ниже наиболее часто применяемые методологии управления проектами.

Традиционная (Каскадная) методология управления проектами

Традиционная методология управления проектами может быть использована во всех отраслях, но наиболее распространена в строительстве. Она также носит название каскадной или водопадной модели, вследствие того, что предлагаемая ею последовательность фаз напоминает поток. Методология выделяет семь последовательных этапов проектного управления:

  1. Определение требований
  2. Проектирование
  3. Реализация (строительство, производство…)
  4. Внедрение
  5. Тестирование и отладка
  6. Установка
  7. Эксплуатация и сопровождение

Переход к следующей фазе проекта возможен только в том случае, если предыдущий этап завершён и принят заказчиком. Применение данной методологии наиболее предпочтительно в проектах, результатом выполнения которых является материальный продукт (например, строительные проекты, установка оборудования и пр.) и для реализации которых требуется конкретная последовательность действий. Кроме того, разработанные планы возможно использовать повторно для аналогичных проектов в будущем.

Однако с другой стороны, каскадная модель управления проектом требует инвестиций в планирование. Обычно первые две фазы занимают от 20 до 40% от всего времени выполнения проекта по данной методологии. Вследствие структурированного подхода, внесение изменений в содержание работ происходит медленно, что делает методологию не гибкой и не подходящей в случаях, если клиент не уверен, какой результат он хочет получить.

Методология управления проектами PRINCE2

PRINCE2 (Projects in Controlled Environments) так же является структурированной методологией к проектному управлению. Это одна из самых популярных методологий управления проектами, широко используемая в Великобритании в управлении как в бизнесе, так в органах власти. PRINCE2 – это процессно-ориентированная проектная методология, которая фокусируется на процессах верхнего уровня (управление, организация, контроль), а не на низших задачах (декомпозиция работ, разработка графиков). Методология PRINCE2 базируется на семи принципах, семи темах и семи процессах. Принципы являются центральным элементом методологии: если хотя бы один из них не выполняется, то нельзя говорить о том, что проект выполняется в рамках PRINCE2.

  1. Постоянная оценка экономической необходимости — остается ли неизменной экономическая выгода от проекта на протяжении всего жизненного цикла проекта
  2. Обучение на опыте – команда проекта должна постоянно искать и изучать опыт предыдущих проектов
  3. Определение ролевой модели – команда проекта должна иметь ясную организационную структуру и вовлекать подходящих людей для решения нужных задач
  4. Управление по этапам – необходимо, чтобы проекты были спланированы, а также подвергались мониторингу и контролю на каждом этапе выполнения;
  5. Управление по отклонениям – следует четко обозначить допустимые границы отклонений в проекте, чтобы установить границы ответственности
  6. Фокус на продуктах – необходимо концентрироваться на определении и достижении качества продуктов (результатах проекта)
  7. Адаптация к проектной среде – следует адаптировать процессы и инструменты управления проектом к требованиям проектной среды, а также к масштабу работ, их сложности, важности, квалификационным требованиям и степени риска

Аспекты представляют собой направления проектного управления, на которые следует обращать внимание в течение длительности всего проекта.

Аспекты методологии управления проектами PRINCE2 :

  1. Обоснование проекта: какую ценность проект принесёт организации?
  2. Организация: каким образом необходимо распределить роли и ответственность между членами проектной команды для того, чтобы эффективно управлять проектом
  3. Качество: какие имеются требования и критерии к качеству и каким образом можно их обеспечить
  4. Планы: шаги, требуемые для разработки плана, и инструменты PRINCE2, необходимые к использованию
  5. Риски: каким образом менеджмент проекта будет разрешать проблему наличия неопределённостей в плане проекта и во внешней среде
  6. Изменение: как руководство проекта будет оценивать влияние непредвиденных задач и изменений и реагировать на них
  7. Прогресс: реализуемость проекта, выполнение планов и дальнейшее развитие проекта

Наконец, семь процессов разбивают жизненный цикл проекта на различные фазы, для каждой из которой имеются свои рекомендуемые к принятию действия, получаемые продукты и зоны ответственности.

PRINCE2 подразумевает следующие процессы управления проектом:

  1. запуск проекта
  2. руководство проектом
  3. инициация проекта
  4. контроль этапов
  5. управление созданием продукта
  6. управление границами этапов
  7. закрытие проекта

PRINCE2 позволяет стандартизировать процедуры управления проектами, улучшить координацию деятельности, а также помогает понять, каким образом следует планировать проект и осуществлять мониторинг его выполнения, что следует делать, если план проекта не выполняется. Однако методология PRINCE2 не является лучшим выбором для проектов небольшого масштаба или для проектов с большей степенью вероятности изменений объема работ и требований к ним.

Гибкая методология управления проектом (Agile Project Management)

Гибкое управление проектом представляет собой поступательную и итеративную проектную методологию. Ее главной особенностью является то, что в начале выполнения проекта точно неизвестно, каким должен быть конечный продукт и каким будет жизненный цикл проекта. Вместо этого, проектная деятельность разбивается на несколько итеративных фаз, называемых «спринтами». Каждый спринт состоит из множества задач и имеет свой конечный продукт и результат. Методология Agile позволяет менеджерам проектов постоянно получать обратную связь и улучшать продукт после каждой итерации.

В соответствии с данной методологией управления проектами, ответственность за результат делится между тремя ролями:

  • Владелец продукта – определяет проектные цели, разрабатывает оптимальный график при заданных проектных параметрах, адаптирует процесс выполнения проекта к изменившимся требованиям и устанавливает приоритеты в характеристиках продукта
  • Scrum мастер – устанавливает приоритеты в выполнении задач командой проекта и устраняет возникающие затруднения, препятствующие этому
  • Члены команды – выполняют большинство поставленных задач, осуществляют ежедневный менеджмент, создают отчеты о ходе выполнения проекта, контролируют качество продукта

Методология Agile является гибкой и позволяет легко изменить параметры проекта, что является значимым для таких сервисно-ориентированных проектов, как разработка программного обеспечения или графический дизайн. Но это методология не подходит для проектов со строго заданными параметрами и требованиями.

Методология быстрой разработки приложений (Rapid Application Development — RAD)

Быстрая разработка приложений (RAD) – это проектная методология, чаще всего используемая в проектах по разработке ПО, основной целью которых является быстрое и качественное создание приложения. Данная методология управления проектами выделяет 4 стадии проекта:

  • Планирование
  • Пользовательское проектирование
  • Быстрое конструирование
  • Переключение

Методология быстрой разработки приложений, с одной стороны, помогает улучшить показатели результативности проекта и повысить качество риск-менеджмента. Но с другой стороны, данная метрология не подходит для масштабных IT проектов, может привести к низкому качеству кода и требует постоянного вовлечение клиента в процесс исполнения всего проекта

Рекомендации:

  • Не существует универсальной «наилучшей» методологии управления проектом – выбор определяется типом проекта и спецификой окружающей среды
  • Если вы работаете над проектом с возможными небольшими изменениями содержания работ, например, в области строительства, выбирайте каскадную модель
  • Для разработки программного обеспечения, графического дизайна и других сервисно-ориентированных проектов выбирайте Agile методологию
  • Используйте методологию быстрой разработки приложений для небольших IT проектов с сжатыми сроками
  • Если вам необходимо минимизировать риски и требуются структурированный подход в исполнении крупного или среднего масштаба проекта, выбирайте PRINCE2
  • Не бойтесь использовать другие, менее популярные методологии, если они в большей степени подходят к вашему проекту

Все, что вам нужно знать про методологию SCRUM

Статьи по теме

Конец двадцатого – начало двадцать первого века породили ряд новых сфер бизнеса, характеризующихся коротким циклом разработки и вывода продукции на рынок, ориентацией не на функционал, а на потребности потребителя. Для этих сфер инструментарий традиционных методологий управления проектами оказался слишком громоздким и сложным, у менеджеров нет достаточно времени для полноценного развертывания процессов управления, более того часто нет возможности получить формализованный и согласованный список требований к конечному продукту – менеджер не имеет представления о том, что он должен создать в качестве результата проекта. Поэтому специалисты обратили свое внимание на альтернативные технологии. Сегодня обсудим одну из них – методологию SCRUM.

Используйте пошаговые руководства:

Методология SCRUM: основные понятия

Scrum – переводится с английского как схватка. Сам термин пришел из регби и означает специфическую игровую ситуацию, в которой участники команд смыкаются в три линии с каждой стороны – так вводится в игру мяч после нарушения правил и задача участников каждой из команд выиграть этот розыгрыш за счет совместных усилий команды.

Аналогичный подход реализуется и в рамках одноименной технологии – команда высокопрофессиональных кросс-функциональных специалистов участвует совместными усилиями в реализации проекта, при этом приветствуется инициатива, скорость выдачи промежуточных результатов, минимум бумажной волокиты. Персонал – основа успеха применения Scrum-методологии, в команду подбирают высоко мотивированных самоорганизующихся универсальных профессионалов, готовых, в том числе по ходу реализации проекта, проявлять инициативу, вносить изменения как в ход реализации, так и в сам продукт.

В команде нет единого руководства, нет лидера. Возможные роли в команде:

  • Product owner (владелец продукта): специалист, отвечающий за связь всей команды с заинтересованными сторонами (stakeholders), такими как руководство и сотрудники компании, заказчик, потребители, клиенты и др. Его можно назвать куратором проекта.
  • Scrum-master (скрам-мастер): это специалист по технологии Scrum, который следит за правильностью ее реализации, соблюдением всех принципов, защищает команду от отвлекающих факторов, ведет документацию. Подобно ответственному секретарю на мероприятиях, отвечающему за регламент.
  • Scrum-team (скрам-команда) проекта: все остальные участники команды равноправны в команде и работают над задачами определенными на этапе планирования.

В Scrum-методологии стартовым документом является так называемый product backlog – это список пожеланий к результатам, ранжированный по важности и, иногда, по сложности. Каждый элемент списка называется «пользовательской историей» – что отражает клиенто-ориентированный подход к разработке продукта. В течение срока реализации проекта в product backlog могут вноситься изменения скрам-командой. Product backlog – заменяет спецификации в традиционном подходе к планированию проектов, но не идентичен ему: пожелания к проекту («пользовательские истории») могут меняться в течение проекта и даже перевернуть изначальную суть продукта «с ног на голову».

Другой ключевой элемент методологии – спринты (sprints) – минимальный временной период (итерация), в течение которого готовится очередная новая версия продукта (прототип и т.п.). Перед стартом спринта формируются sprint backlog (спринт-бэклог) – список задач для спринта из product backlog (список задач для текущей итерации разработки продукта), которые планируются к реализации за время текущего спринта. При реализации проекта в соответствии со Scrum-методологией менеджеры регулярно обращаются к инструментарию «customer development», проверяя гипотезы, тестируя промежуточные идеи и прототипы.

Скачайте дополнительный материал к статье:

12 жизненных правил управления проектами финансовой службы

Пример применения SCRUM для управления проектами

Удобнее всего проиллюстрировать применение методологии Scrum на разработке программного обеспечения. Допустим, совет директоров компании «Вандекс» принял решение выйти на рынок сервисов для такси со своим продуктом на основе собственного программного обеспечения. Реализовать проект предполагается силами специально нанимаемой для этого команды профессионалов. Расскажем, как бы выглядел процесс работы над этой задачей по методологии Scrum.

  1. На этапе формирования команды топ-менеджмент назначил владельца продукта (product owner).
  2. Владелец продукта приступил к сбору информации и формированию списка пожеланий к результатам product backlog на основе данных рынка, опроса топ-менеджеров «Вандекс» и фокус-групп с потенциальными клиентами.
  3. Нанятая команда (scrum-team) совместно с владельцем проекта провела установочную встречу, на которой определила размер спринта в две недели, приняла и расставила приоритеты для «пользовательских историй» из списка задач (product backlog). Затем уже без владельца продукта, команда, под контролем и управляющим воздействием скрам-мастера, распределила задачи по спринтам, сформировала спринт-бэклог предстоящего спринта; каждый участник команды взял себе в работу задачи из списка бэклога. Не используя специфическую терминологию все действия этого этапа сводятся к следующему: определяется длительность каждой итерации работы команды до очередной встречи с куратором, формируется и согласовывается окончательный список требований и спецификаций для начала работы, затем из него членами команды выбираются задачи для первой итерации, остальные распределяются по будущим и команда приступает к разработке.
  4. Идет первый спринт: в течение, которого каждый день команда собирается на 15 минутные скрам-летучки (scrum-meeting). На этих встречах участники команды посвящают коллег в статус выполнениями ими выбранных задач, делятся планами на день, возникающими сложностями, что позволяет всем участникам команды быть в курсе текущего статуса проекта. Например, у одного из членов команды ответственного за дизайн «слетел софт» и у него нарушается привычный ритм работ и возможно он не уложится в срок, надо будет переносить задачу, но не факт. Другой член команды ответственный за разработку, нашел в сети готовый блок кода и поэтому освободится раньше. Так как оба специалиста кросс-функциональны и вся команда отвечает за продукт, второй предложил помощь первому и скорее всего в срок они уложатся. Удобно для такой встречи использовать визуализацию в виде доски или специального программного обеспечения, в котором отмечены задачи текущего спринта и все product backlog (все задачи из списка спецификаций) каждая с учетом ее статуса: «к выполнению», «в работе», «на тестировании», «выполнено». Доска соответственно разделена на соответствующие столбцы, и участники команды переносят свои задачи из одного столбца в другой, иллюстрируя статус своих задач и вводя в курс дела своих коллег.
  5. По завершению спринта, команда демонстрирует выполненную работу владельцу продукта, который в свою очередь дает обратную связь в ответ. Без владельца продукта команда обсуждает итоги проведенного спринта и полученные новые вводные от владельца продукта, планирует следующий спринт. Например, команда демонстрирует работающий прототип программы: интерфейс пользователя, водителя и администратора сервиса такси.
  6. Цикл спринтов повторяется до тех пор, пока не будет готов продукт, проведено его тестирование и он не будет принят владельцем продукта и заказчиком. Но в ходе работ может быть создан первый релиз, который будет предложен потребителю для проверки в условиях реального рынка сформированных перед реализацией проекта гипотез, получения новых вводных, новой информации в отношении потребностей конечного пользователя. Современное производство программного обеспечения подразумевая априори регулярный выпуск обновлений на основе выявленных недостатков и проблем, а также новых запросов потребителя.
  7. По завершению проекта скрам-команда проведет ретроспективное совещание, на котором проанализирует все сложности и вызовы при реализации проекта, запротоколирует сам ход реализации, характеристики продукта и как они менялись по ходу разработки и т.п. Чтобы сохранить полученные знания в ходе реализации проекта для своих будущих проектов и для отчета перед заказчиком.

Как соотносятся Agile и Scrum

Agile в переводе с английского – быстрый, гибкий, живой, динамичный, маневренный. Зимой 2001 года в горах американского штата – Юта, собрались представители нескольких альтернативных методологий управления проектами (альтернативных принятой до того момента классической каскадной модели управления), для того чтобы разработать и описать единые принципы нового подхода к разработке проектов, который бы отвечал требованиям современности, согласовать усилия по продвижению гибкой методологии. По-видимому, и сама встреча в Юте была в большой степени PR-акцией, так как именно после нее началось масштабное продвижение идеологии гибкой (agile) разработки в массы. Результатом встречи стал Agile-manifesto, свод ценностей и принципов гибкой разработки.

Все методики, присоединяющиеся к Agile-manifesto, должны отвечать ценностям гибкой разработки, изложенным в нем:

  • люди и взаимодействие – первичны, процессы и инструменты – вторичны;
  • работающий продукт в приоритете перед полной и исчерпывающей документацией;
  • возможность постоянного взаимодействия и сотрудничества с заказчиком важнее согласования условий контракта.
  • вчень важно быть готовым к изменениям первоначального плана.

Scrum-методология – одна из тех, что отвечает этим ценностям и следует изложенным в Agile-manifesto принципам. То есть разница в том, что это не две различным методики, а то, что Agile является философской концепцией, которой следует Scrum и ряд других методологий в том числе, Scrum – подмножество множества методологий, следующих принципам Agile и отвечающих ценностям гибкой разработки.

Так наравне со Scrum, принципам Agile следует и методология Kanban, которая имеет как свои особенности, так и общие со Scrum элементы. Так и в Scrum и в Kanban работают небольшие команды, отношения внутри которых не регламентируются и не контролируются из вне. Еще общим является то, что за успех проекта отвечает вся команда, а не отдельные личности; обе методологии требуют, чтобы команда располагалась в одном пространстве, чтобы обеспечивать свободное перемещение информации внутри команды. Но в Kanban в отличие от Scrum в команде могут быть узкопрофильные специалисты и они могут принимать участие в работе над задачей на разных этапах, Kanban не требует ритмичности, итерации могут быть разных длительностей, а не равных как в Scrum, в Kanban задачи могут добавляться в работу в любое время – и это только некоторые отличия.

Kanban считается проще и легче для внедрения, чем Scrum из-за его сниженных требований и ограничений, относительно методологии Scrum.

Вне всяческих сомнений – гибкие методологии находят широкое применение в бизнесе сегодня, особенно в разработке ит-продуктов, корпоративного программного обеспечения, интернет и мобильных приложений. Стартап-индустрия в настоящее время построена так, что кроме гибкой разработки все прочие методологические подходы наносят ущерб вновь созданному бизнесу. Agile-методологии эффективны там, где есть высокая степень неопределенности относительного требованиям к новому продукту (отсутствие четких требований) или аналогов создаваемого никогда не существовало (стартапы).

В сфере финансов гибкие методологии находят себя в разработке нового прикладного ПО, внедрение на предприятии ERP и подобных систем, запуске Fintech стартапов. Agile-методология по сути своей широко применяется при ежегодном запуске процесса бюджетирования на следующий год.

Методические рекомендации по управлению финансами компании