Генерировать идеи




Содержание страницы

Как генерировать оригинальные творческие идеи по любому вопросу

Решил перевести статью о довольно необычной технике стимуляции мышления и поиска новых идей. На мой взгляд, подход очень интересный.

Метод стимуляции мышления случайными словами — сильная техника, которая обеспечивает практический подход в достижении вашего подсознательного ума и использования всего богатства информации, которую он содержит, для генерации новых оригинальных идей.

Регулярная практика заставляет мозг расширять свою нейронную сеть, чтобы приспособиться к этому стилю размышления, который усиливает связь с подсознательным умом и обеспечивает практикующего расширенными творческим потенциалом и интеллектуальными навыками.

Польза от улучшения ваших мыслительных способностей появляется из практики генерации новых идей в отношении тех вопросов, которые имеют значение для вас. Используя эту простую технику, вы сможете найти новые способы решения личных или профессиональных проблем, создать новые изобретения, улучшить существующие продукты и услуги, исследовать ваши собственные ощущения и ваши взаимоотношения с другими, а в более широком смысле — обнаружить новые способы мышления абсолютно о чем угодно, что интересует вас.

Прежде, чем вы начнете, вам будет нужен словарь (любой словарь, содержащий много слов) в печатной форме. Словарь в электронном виде не подойдет. (Скорее всего, с некоторой адаптацией возможно использование любой книги [прим. переводчика]) Вам также нужно будет делать заметки, поэтому понадобятся ручка и бумага или редактор на компьютере.

Шаг 1: Запишите цель

Запишите точно, о чем вы хотите генерировать новые идеи. Вы можете работать по любому вопросу без каких-либо ограничений. Попытайтесь выразить самую сущность того, что вы ищете, настолько малым количеством слов, насколько это возможно. Будьте четкими в своем описании, неопределенное описание обычно приводит к такому же неопределенному результату.

Вопрос может быть заявлен в следующих формах:

  1. Решение проблемы — опишите проблемы для решения. Точная формулировка проблемы само по себе является искусством. Ясное восприятие проблемы — первый шаг к обнаружению оптимального решения.
  2. Генерация идей – опишите, о чем должны быть новые идеи. Возможно, это какая-то новая разработка или улучшение существующего продукта или сервиса, или просто получение более глубокого понимания предмета.
  3. Задайте вопрос — удивительно, какие ответы могут появляться с помощью случайной стимуляции — ответы, которые приходят от того же самого ума, который задал вопрос!

Шаг 2: Выберите слова из словаря

Закройте глаза. Откройте словарь на любой странице и поместите свой палец на странице. Откройте глаза и запишите слово, которое оказалось наиболее близким к вашему пальцу. Очень важно использовать именно это слово, нравится оно вам или нет. Эта техника работает лучше всего, когда нет никаких очевидных связей между словом и интересующим вас вопросом. Не выбирайте слово — позвольте слову выбрать вас. Случайность критически важна, так что используйте любое слово, на которое вы указали. Запишите его, и не позволяйте своим глазам блуждать по странице. Конечно, неплохо прочитать определение слова, так чтобы вы понимали его полное значение.

Повторите эту процедуру, чтобы выбрать пять или шесть случайных слов с различных страниц в словаре.

Шаг 3: Создайте ассоциации

Ваша цель состоит в том, чтобы создать ассоциации, которые каким-либо образом соединят значение каждого случайного слова с вашим предметом. Каждая новая ассоциация представляет собой зародыш новой идеи, так что чем больше ассоциаций вы создадите, тем выше будут ваши шансы на получение полезных результатов.

Стимулирование мышления методом случайных слов немедленно вызовет ассоциации с событиями, хранящимися в вашем подсознательном уме. Этот процесс является автоматическим и неизбежным. Много ассоциаций и идей, которые будут генерироваться, не будут иметь особого смысла относительно вашего вопроса. Но имейте ввиду, что новые идеи часто кажутся нелогичными, абсурдными или совершенно несоответствующими желаемому, когда они впервые появляются в нашем уме.

Наше мышление натренировано на то, чтобы придавать смысл вещам. Мысли, которые не имеют смысла, мгновенно вызывают отклик левостороннего полушария мозга, пытающегося отвергнуть их как ничего не стоящую фантазию. Поэтому является существенным научиться узнавать этот условный рефлекс и брать его под контроль. Уловите момент, когда вы думаете, что: «Это не имеет смысла» и превратите его в вопрос: «Какой это может иметь смысл?».

Усилия, которые вы предпринимаете, чтобы ответить на этот вопрос, заставляют мозг отвечать. Тренировка тела приводит к увеличению силы и способностям движения. Упражнения для мозга приводят к увеличению умственной силы и улучшенным способностям мышления.

Не имеет значения, имеют ли ваши ассоциации логический смысл или нет. Найдите любой способ соединить слова с вопросом, о котором вы думаете. Если вы чувствуете какое-то внутреннее сопротивление, предпринимайте усилия до тех пор, пока не преодолеете свои преграды.

Сосредоточьтесь на том, чтобы создать так много новых идей насколько это возможно. Не останавливайтесь, чтобы оценить эти идеи. В этот момент будет достаточно уже того, что они у вас есть. Поверьте в тот факт, что ваш подсознательный ум предоставил эти мысли по каким-то причинам, даже если причина может быть не вполне очевидна. Успех зависит полностью от вашей готовности временно приостановить стремление отказываться от новых идей и позволить себе свободу исследовать их.

Шаг 4: Законы ассоциаций

В свое время Аристотель (384 — 322 до н.э.) сформулировал законы ассоциаций. Применяйте эти законы любыми возможными способами, какими вы только сможете, чтобы создать свои ассоциации.

  1. ЗАКОН СМЕЖНОСТИ: Этот закон объясняет, как ассоциации возникают при наличии между понятиями контакта или близости. Седло может напомнить вам о лошади, дерево о лесе, нога об обуви.
  2. ЗАКОН ПОДОБИЯ: Этот закон объясняет, как похожие вещи производят ассоциации. Кошка может напомнить вам о тигре, палатка может вызвать ассоциацию с хижиной, глаз человека подобен камере, лестница подобна эскалатору.
  3. ЗАКОН КОНТРАСТА: Этот закон объясняет, как мы связываем вещи, которые противопоставляются друг другу. Карлик может вызвать воспоминание о гиганте, день противоположен по отношению к ночи, грустное лицо контрастирует со счастливым, черный и белый — контрастирующие цвета и т.д.

Уделите время тому, чтобы рассмотреть каждое слово отдельно и в комбинациях. Убедитесь, что записали все, что приходит вам на ум, независимо от того, насколько глупым или неподходящим это может показаться первоначально.

Шаг 5: Заключение

Поздравляю! Вы только что расширили свои представления по интересующему вас вопросу далеко за пределы нормальных образцов мышления способами, которые вы раньше даже не рассматривали.

После того, как вы сгенерировали много, возможно несколько десятков новых ассоциаций, вы можете начать поиск способов применения этих ассоциаций к вашему вопросу. Обнаружение новых точек зрения, с которых вы можете посмотреть на ваш вопрос, автоматически будет порождать новые идеи.

Всегда записывайте все, что приходит вам в голову. Эффективные идеи часто нуждаются во времени, чтобы оформиться. Можно заснуть, думая о чем-то, пока еще бесформенным, а утром уже иметь об этом четкое представление. Регулярная практика поиска ассоциаций может привести к удивительным результатам.

Приложение:

Эта статья направлена на усиление вашего творческого потенциала и повышение возможностей в генерации инновационных идей. Оценка новых идей с точки зрения возможности их осуществления в реальном мире требует критического мышления.

Только помните, что в создание новых идей важно в первую очередь их количество, а не качество. Это похоже на бурение в поисках нефти. Вы должны просверлить много отверстий впустую, прежде чем, наконец, найдете фонтанирующую скважину, которая принесет успех.

Имейте в виду, что чаще всего благодаря образованию и многим другим представлениям в нашем мире, большинство из нас склоняется к левостороннему мышлению. Стимуляция случайными словами по своей природе определенно относится к деятельности правого полушария мозга. В зависимости от текущего баланса работы вашего мозга вы можете найти стимуляцию случайными словами на первых порах неуклюжей техникой.

Поэтому настоятельно рекомендуем ограничить свои первоначальные упражнения 10 — 15 минутами, чтобы избежать разного рода расстройств.

Мозгу может потребоваться несколько дней или больше, чтобы реструктурировать свою нейронную сеть и приспособиться к этому новому типу мышления. Если у вас будут проблемы на первоначальном этапе, сильно не беспокойтесь об этом. Просто продолжайте кратковременные и ненапряженные попытки, пока не приобретете некоторую привычку. Помните, что эти попытки по изменению мышления, обязательно увенчаются успехом, если они получат достаточно вашего времени и терпения.

Как генерировать новые идеи. Психологические приемы

В предыдущей статье «Как генерировать новые идеи. Логические методы» мы затронули тему, почему сегодня крайне важно развивать умение генерировать новые идеи, и рассказали вам о самых эффективных логических методах, которые отлично подходят для людей аналитического склада ума.

Сегодня же мы оснастим вас психологическими инструментами, которые довольно часто помогают креативным специалистам вскочить на совершенно иной уровень восприятия, рассмотреть принципиально новые перспективы, расшевелить и подтолкнуть свой разум к инновационному решению в моменты, когда их обычное вдохновение иссякает.

Большинство из представленных ниже способов искать новые идеи прекрасно подходит для командной работы. Собирайте своих коллег вместе и …

Ломайте привычные шаблоны мышления!

Это может сделать каждый! Чтобы отключиться от модели мышления, в которой вы застряли и которая держит вас в рамках определенного понимания ситуации, используйте один из следующих методов:

1. Оспаривание предположений

Для каждой ситуации обычно существует один набор ключевых предположений. Попробуйте поспорить с ними, рассмотрите самые, казалось бы, дикие возможности, – и перед вами откроется множество интересных решений.

Вы хотите купить дом, но не можете, поскольку предполагаете, что у вас нет денег сделать первый взнос по кредиту. Бросьте вызов этому предположению!

Конечно, у вас нет наличных в банке, но не могли бы вы продать некоторые из других ваших активов, чтобы собрать деньги?

Не могли бы вы обратиться в ваш пенсионный фонд?

Не могли бы поработать сверхурочно? «Но я и так работаю полный день!» А что насчет выходных? Дополнительной работы на дому? «Попробую-ка я подсчитать, сколько дополнительных часов мне нужно поработать, чтоб накопить нужную сумму»… Внезапно картина начинает выглядеть ярче.

2. Изменение формулировки проблемы

Постановление задачи по-другому часто приводит к возникновению новых идей. Чтобы изменить формулировку проблемы, посмотрите на нее с разных точек зрения. «Почему мы должны решить эту проблему?», «Что произойдет, если мы не решим её?», «Как это отразится на нас и на окружающих?». Новые проблемы = новые идеи!

В середине 1950-х годов судоходные компании стали терять деньги на грузовых перевозках. Они решили, что необходимо сосредоточить свои усилия на создании более быстрых и эффективных суден. Тем не менее, проблема никуда не делавась.

Тогда один из консультантов решил поставить задачу иначе. Он предложил судоходной промышленности рассмотреть вопрос «Как можно сократить стоимость перевозок?». В ходе рассмотрения проблемы с этой стороны обсуждались все аспекты судоходства, в том числе способы хранения грузов и время погрузки. Результатом же такого смещения акцентов стало появление на свет контейнеровозов и ролкеров .

3. Мышление в обратном направлении

Если вы чувствуете, что уже просто не можете думать ни о чем новом, попробуйте толкнуть проблему в противоположную сторону. Вместо того чтобы сосредоточиться на том, как вы могли бы решить задачу/улучшить сервис/улучшить продукт, подумайте, как можно создать проблему/ухудшить качество услуг/снизить качество продукта. Далее постарайтесь найти пути предотвращения только что созданной проблемы.

Проблема: «Как сделать, чтобы раскладное кресло не складывалось произвольно?».

Перефразируем её в обратном направлении: «Как сложить раскладное кресло?».

Решение: «Для этого используется пружина, эластичные резинки и рычаг».

Можно ли их также использовать, чтобы кресло не складывалось? Возможно, нужно поворачивать рычаг в обратную сторону, чтобы резинки или пружина не могли вернуть кресло в сложенное состояние.

4. Выражение проблемы с помощью искусства

Мы обладаем недюжинным интеллектом и разносторонними интересами, но когда сталкиваемся с проблемами в работе, почему-то используем только вербальные способности рассуждения. А как насчет того, чтобы выразить проблему с помощью других средств? Лепка, музыка, рисование – их существует огромное количество!

Главная идея здесь заключается не в том, чтобы попытаться создать продукт, который можно представить на презентации или продать, а чтобы творить без остановки, просто пытаясь выразить проблему. Когда закончите, посмотрите на то, что вы создали и подумайте, что ваше подсознание пытается сказать. Или же просто расслабьтесь и лягте отдохнуть. Вы только что выплеснули большое количество энергии и мыслей, теперь самое время освободившемуся месту заполниться новыми идеями.

Данный метод – это своего рода мозговой штурм, когда хорошие идеи появляются случайно в процессе, пока вы продолжаете развивать свою мысль. То же самое верно и в искусстве. Художник исписывает сотни холстов, прежде чем являет на свет настоящее произведение.

Соединяйте несоединимое!

Некоторые из лучших идей, кажется, происходят просто случайно. Вы видите или слышите что-то, причем часто это совершенно не связано с ситуацией, которую вы пытаетесь решить, но оно наталкивает вас на неожиданно хорошую идею. Ньютон и яблоко, Архимед в ванной – самые известные тому примеры.

Почему так происходит? Случайный элемент играет здесь роль нового стимула, который заставляет клетки нашего мозга тикать как часы. Примените это знание, чтобы сознательно пытаться соединять несоединимое.

Активно ищите стимулы в неожиданных местах, а затем размышляйте о том, как же вы можете их использовать, чтобы построить связь с конкретной проблемой. Например:

1. Используйте случайный стимул

Случайно ткните на любое слово в словаре и придумайте несколько связей между ним и вашей проблемой.

2. Создайте карту мыслей

Поместите ключевое слово или фразу, которая определяет вашу проблему, в центре альбомного листа. Вокруг этого слова или фразы напишите все, что еще приходит в ваш ум в данный момент. Теперь попытайтесь все это объединить в одно целое, прокладывая связи между двумя соседними надписями.

3. Возьмите картинку

Для этого удобно использовать детские или любые другие обучающие карточки с изображениями. Вытяните случайно одну из них и подумайте, как вы можете отнести её к вашей ситуации.

4. Возьмите элемент

По тому же принципу, что и в предыдущем случае: бросьте в пакет несколько мелких предметов. Можете скинуться всем офисом. Вытяните случайно один из них и задайте себе или коллегам следующие вопросы: «Как этот предмет может помочь в решении данной проблемы?», и «Какие части, атрибуты этого предмета могут нам пригодиться?».

5. Расшифруйте загогулину

Этому методу меня (автора статьи) научили в школе. Учитель ручкой рисовала сложные закорючки у нас в альбомах, а мы, ученики, должны были разглядеть в них образы и превратить их в более-менее красивые рисунки.

Попросите кого-нибудь нарисовать для вас загогулину или сделайте это сами, после чего попытайтесь разглядеть в ней решение вашей проблемы.

Меняйте точку зрения!

У каждого из нас своя точка зрения, которая приводит к возникновению определенного типа идей. Исходя из этого, если вы хотите генерировать больше идей, вам придется выйти за пределы своего кругозора. Для этого:

Расспросите разных людей, что они будут делать, если столкнулся с вашей проблемой. Вы можете обратиться к своим друзьям, которые занимаются различными видами работ, к супругу и детям, клиентам и поставщикам, бабушкам, сидящим во дворе на лавочке, – в сущности к кому угодно, ведь каждый человек смотрит на вещи по-разному.

2. Сыграйте в игру «Если б я был …»

Попробуйте представить себя на месте другого человека. Этот человек должен иметь определенные черты характера, свойственные категории людей, к которой он относится.

Например, представьте себе, что вы – миллиардер. Неудача в задаче, которую вы пытаетесь разрешить, не сможет причинить особого вреда вашему достатку. Вы можете позволить себе рискнуть, кроме того у вас большие связи и неограниченные средства. Осознайте это и подумайте, как можно с такими вашими возможностями решить поставленную задачу. Запишите все идеи и вернитесь в реальность. Теперь бросьте вызов каждой из этих идей (как это было в начале статьи в случае с покупкой дома) и выберите наилучший путь достижения поставленной цели.

3. Представьте себе день из чужой жизни

Определите свою целевую аудиторию – тех людей, для которых вы стараетесь разрешить поставленную задачу. Проведите исследование или соцопрос, чтобы узнать, как протекает обычный день из жизни среднестатистического представителя вашей целевой аудитории. Напишите рассказ о таком дне, начиная с момента пробуждения и заканчивая последними мыслями перед сном. Разделите его на разделы или главы, например, «Утро», «Поход на работу», «Обед», «Возвращение домой» и т.д. Сделайте рассказ еще более реалистичным, добавив имена людей и вымышленные подробности. Увидев мир глазами целевой аудитории, вам будет легче понять их чувства, переживания и потребности.

Вася встает по будильнику в 6 утра и, спотыкаясь, направляется в ванную умываться. Разбрасывая вещи из шкафа, он наощупь одевается в темноте в спальне, где его жена пытается спать. Прежде чем отправиться на работу, он еще успевает оставить после себя след из крошек и грязной посуды, поскольку очень торопится на автобус и не успевает убрать за собой.

Когда Катя проснется, её день снова начнется с уборки. Если бы только был способ заставить его выходить из дома чисто и тихо …

Ключевые моменты

Способность генерировать новые идеи является сегодня важным рабочим навыком. Вы можете приобрести его, регулярно практикуя методы, приведенные выше. Для повышения эффективности комбинируйте их с логическими приемами, описанными в предыдущей статье . Например, оспаривать предположения вам будет намного удобней с помощью диаграммы «Как?».

Если вы руководитель группы подчиненных, то заведите правило, чтобы в определенный день недели ваш коллектив собирался и уделял пару часов совместному генерированию новых идей. Многие из вышеописанных методов также можно использовать в качестве развлечений или игр на корпоративных мероприятиях. Все это не только поспособствует сплочению коллектива, но еще однажды обязательно приведет к рождению отличной идеи для вашего бизнеса. Этого мы вам и желаем! Спасибо, что читаете блог SYSMEN !

Раздел: Блог, Развитие бизнеса &nbsp // &nbsp5 лет назад&nbsp // &nbsp Автор: Copy Writer &nbsp // &nbspБез комментариев

Добавить комментарий Отменить ответ

Последние записи

Хороший ноутбук для работы

Какой ноутбук выбрать для работы? В этой статье мы напишем про обычные рабочие лошадки — ноутбуки с матовым экраном размером […]

Анонимная работа в интернет

Последние события подстегивают людей к тому, чтобы больше заботиться об информационной безопасности. Хочется, чтобы никто, включая отечественные или иностранные спецслужбы, не […]

Как получить публикации в СМИ

CEO стартапа с украинскими корнями Petcube Ярослав Ажнюк рассказал о том, как можно получить внимание мировых СМИ и клиентов, не […]

10 упражнений, которые встряхнут мозг и заставят его генерировать новые идеи

Опубликовал: admin в Отношения 01.11.2018

10 упражнений, которые встряхнут мозг и заставят его генерировать новые идеи

Гимнастика, о которой мы поговорим ниже, запускает работу обоих полушарий, синхронизирует их. Американский нейропсихолог Роджер Сперри в 1981 году получил Нобелевскую премию за сделанные им открытия относительно функциональной спецификации полушарий нашего мозга.

На основании его работ был получен вывод о том, что если синхронизировать правое полушарие с левым, то можно во много раз увеличить качество обучения чему угодно и запустить активную мозговую деятельность.

По этой причине, когда человек начинает изучать что-то новое или хочет «прокачать» в себе креативность, необходимо максимально улучшить работу мозга.

Зарядка для мозга

Упражнение №1 «Кулак – ладонь»

Одну кисть сожмите в кулак, другую выпрямите в ладонь. Начинайте медленно менять положение рук: кулак – ладонь – кулак – ладонь. В начале нужно делать последовательно и не спешить. Когда почувствуете, что делаете упражнение уверенно, ускоряйтесь.

Упражнение №2 «Ухо – нос»

Одну ладонь ставьте на нос, а вторую, перекрестив с первой, поднесите к уху. Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.

Одну ладонь приложите к бровям, будто отдавая честь, а второй показывайте знак «класс». Поменяйте ладони местами. Когда вы уже будете хорошо справляться с этим заданием, можно его слегка усложнить, добавив хлопок перед сменой рук.

Упражнение №4 «Победитель»

Одна ладонь показывает знак «Ок», вторая – «V». Чередуйте руки.

Упражнение №5 «2 пальца»

На одной руке соедините указательный и средний пальцы, а указательный палец второй руки должен накрыть эти два соединенных пальца. Чередуйте руки.

Упражнения для мозга

Одну ладонь выставите вперед, а второй покажите «класс». Чередуйте руки. После освоения упражнения между переменой рук вставьте хлопок в ладоши.

Накройте соединенными указательным, средним и безымянным пальцами одной руки мизинец на другой руке. Чередуйте руки.

Упражнение №8 «Рожки да ножки»

Указательным и средним пальцами одной руки показывайте ножки, большой палец, указательный и мизинец другой руки делают рожки. Меняйте руки.

На одной руке выставите указательный и средний пальцы, на другой – мизинец и безымянный. Соедините их как пазлы. Чередуйте пальцы.

На одной руке последовательно соединяйте большой палец со всеми остальными пальцами, начиная с указательного. На другой руке – начиная с мизинца. Ваша задача состоит в том, чтобы делать упражнение одновременно обеими руками.

Как развить в себе креативность?

Делая эти упражнения, вы подготовите свой мозг к активной работе и учебе. Остается еще один важный вопрос. Откуда же берутся идеи, и как человек может научить свой мозг генерировать их, думать творчески?

Очень долго полагалось, что творческое мышление и способности – это нечто, дарованное свыше, а озарения происходят по мановению волшебной палочки. Однако, последние исследования в нейробиологии пришли к выводу, что каждый из нас может стать креативным, просто нужно немного поупражняться и направить работу мозга в нужное русло.

В творческом подходе к жизни и работе нуждаются не только музыканты, художники и поэты. Это работает абсолютно в любой сфере: помогает улаживать конфликты, решать проблемы и более полно наслаждаться жизнью.

Как стать креативным?

Итак, нейронные огни.

Представьте себе такую ситуацию: вы находитесь на последнем этаже небоскреба, смотрите на ночной город. Где-то в окнах горит свет, по улицам ездят машины, подсвечивая себе дорогу фарами, вдоль дорог горят фонари. Так и наш мозг, он похож на ночной город, в котором в любом случае отдельные его улицы, проспекты и дома будут освещены.

Фонари – это нейронная связь. Некоторые нервные цепочки – «улицы» (проводящие пути) светятся всегда. Это есть ничто иное, как хорошо известная нам информация и проверенные способы решения трудностей.

Творчество, в свою очередь, проживает там, где темно, где дорога еще не проложена, а путника ожидают удивительные в своей необычности решения и идеи. Если человек нуждается в новых идеях, если жаждет вдохновения, то ему необходимо приложить усилия для того, чтобы зажечь новый фонарь, то есть создать новую нейронную микроскопическую сеть.

Как рождаются идеи

Представьте себе, что наш мозг – это огромное количество маленьких ящиков, в каждом из которых хранится какой-то случай из нашей жизни. Иногда ящики открываются и закрываются в независящем от нас порядке, тем самым происходит соединение воспоминаний случайным образом.

Чем в более расслабленном состоянии пребывает человек, тем чащи эти ящички открываются и закрываются, соответственно, тем больше воспоминаний перемешивается.

Когда это случается, у человека рождается больше идей, чем в любое другое время. Для каждого из нас это индивидуально: к кому-то гениальные идеи приходят во время пробежки, к кому-то – во время утреннего душа, во время игр с ребенком или вовсе за рулем автомобиля. Это происходит в моменты прояснения разума.

Когда мозг находится в расслабленном состоянии, у человека рождается больше мыслей. Они могут быть самыми обычными, хорошо вам знакомыми и даже казаться неважными, но порой в их ряды просачивается то, что мы и называем креативом и творчеством. Чем больше у человека идей и мыслей, тем выше вероятность того, что одна из них окажется нестандартной.

Как помочь мозгу стать творческим

Другими словами, идеи – это случайное сочетание переживаний, мыслей, понятий, историй и примеров, разложенных в ящичках нашей памяти. На самом деле ничего нового человек не придумывает, все дело в том, как он комбинирует то, что ему уже известно.

Неожиданно разные комбинации различных понятий сталкиваются между собой, и мы вдруг видим в этом идею. К нам приходит озарение. Чем яснее наш ум, тем у нас больше возможностей и шансов совершить такое открытие. Чем меньше в нашей голове ненужного шума, тем спокойнее и уравновешенней мы становимся, позволяя себе наслаждаться любимым делом и позволяя большему количеству озарений прийти.

Как влияет окружение на творчество

Крупные инновационные компании четко понимают важность создания для своих работников творческой атмосферы. Сотрудники таких компаний, как правило, проводят свой рабочий день в просторных, приятных и светлых помещениях. А в спокойной обстановке, когда не нужно никуда мчаться с бешеной скоростью, человек становится более изобретательным.

Приведем пример. Лионель Месси играл в сборной Аргентины. Это тот же человек с тем же мозгом, который выступает за «Барселону». Однако, налицо факт: в «Барселоне» его производительность гораздо выше. За один матч он проводит 10-15 атак, 2-3 из них заканчиваются голом. Одновременно с этим во время игр за сборную Аргентины он проводил по 2-3 атаки за игру, следовательно, и его шансы на гол значительно уменьшались.

То, каким образом человек использует свой творческий потенциал и свои навыки очень сильно зависит от команды, атмосферы на тренировках, от обстановки и самочувствия.

Творчество – это не волшебная лампа, которую можно включить, когда заблагорассудится, оно самым тесным образом связано с тем, что нас окружает, поэтому обстановка должна быть максимально стимулирующей.

Тупик и озарение в мозговой креативности

Творческий кризис называют в нейронауке тупиком. Это происходит тогда, когда разум работает исключительно на сознательном уровне, то есть движется строго по освещённому проспекту и не может никуда свернуть. Это ситуация, когда вы хотите провести какую-то связь, но не можете этого сделать. То же самое происходит тогда, когда вы пытаетесь придумать имя новорожденному, не знаете, о чем писать в проекте, пытаетесь вспомнить имя старого знакомого и т.д.

Каждый из нас сталкивается с подобными блоками. Поэтому, когда вам необходимо «включить» свои творческие способности, так важно преодолеть и справиться с этими блоками. В свою очередь, чтобы справиться с блоком, необходимо приглушить работу префронтальной коры нашего мозга, которая отвечает за осознанность мыслей.

Если вы оказались в тупике, то сделайте противоположное тому, что подсказывает ваша интуиция, и ни в коем случае не старайтесь усиленно концентрироваться на проблеме в течение длительного периода времени. Займите себя чем-то, абсолютно не связанным с проблемой, чем-то привлекательным и интересным. Это самый лучший способ для вызова вдохновения.

Когда вы не думаете о проблеме, осознанные формы мышления тоже берут передышку, и в дело вступает подсознание. Дальние ящики вдруг начинают «работать и дарить» идеи, которые, в свою очередь, превращаются в новые понятия в головном мозге.

Поиграйте в ассоциации с мозгом

Какую бы область мы бы ни взяли (технологии, искусство, наука или простая повседневная жизнь), творчество всегда предполагает умение разума смешать между собой очень разные темы и понятия.

Когда перед вами стоит какая-то задача попробуйте взглянуть на нее с разных углов. Что бы о ней сказал ваш пятилетний ребенок? А как бы проблему решила первобытная женщина? Какое бы мнение о ней было бы у вашего прадедушки? Какое бы вы решение нашли для нее, если бы были в Африке?

Чтобы зажечь новый фонарь и смешать идеи необходимо использовать разные техники ассоциативного мышления. К примеру, перед вами стоит задача по улучшению работы системы банковских вкладов.

Что такое вклад? Это безопасное сбережение денежных средств на будущее. Какие явления связаны с хранением? Самолеты хранятся в ангарах, белки прячут на зиму пищу, охрана следит за автомобилями гостей ресторана, в портовых контейнерах хранят различные товары и т.д. Попробуйте связать вышеперечисленные явления, чтобы найти новые идеи по улучшению системы.

По примеру белки, зимой банк может платить более высокие проценты, тем самым побудив человека в холодное время года чаще делать вклады. Это как один из возможных вариантов.

Наш мозг обладает нейропластичностью, то есть он может изменять свою собственную нейронную систему. Чем больше творческих решений стоит перед вами, тем больше новых связей образуется и тем шире система межнейронных контактов, то есть больше освещенных улиц.

Помните, что творческое мышление реально натренировать, и с ним произойдет тоже самое, что и с мышцами после регулярного посещения спортзала. Стоит только попробовать, и вы удивитесь тому, на что способен ваш мозг.

Креативность и дивергентное мышление

Креативность и дивергентное мышление, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности являются одной из ключевых способностей человека решать возникающие перед ним задачи или в зависимости от ситуации, находить нестандартные решения для стандартных проблем. В чем заключается суть понятия креативности, что такое дивергентное мышление и как эти качества помогают эффективно управлять бизнесом? В этом мы сейчас и будем разбираться.

Введение

Поскольку сам по себе мыслительный процесс является довольно многогранным явлением, способность человека уходить от стереотипных способов мышления, как правило, объясняют наличием творческого воображения. Однако наравне с творческим воображением, понятие креативности порождает множество вопросов о том, насколько эти явления тождественны друг другу и является ли одно ответвлением другого? Если это разные понятия, то каково в процессе умственной деятельности соотношение творческого воображения и креативности? Что можно относить к фантазиям, а что к творчеству? Давайте разбираться.

Что такое креативность

В самом широком смысле, под креативностью подразумевается общая способность к творчеству. Происходящее от латинского слова – creatio, что означает «созидание», креативностью принято описывать способность человека генерировать нестандартные идеи, находить оригинальные решения и уходить от стандартных моделей мышления. Также под этим термином понимается способность человека находить новые способы решения традиционных проблем.

Что характерно, не смотря на то, что по изучению креативности за долгие годы психологами был накоплен значительный материал как теоретического, так и практического применения, единого, четкого и конкретного определения понятия креативности не существует до сих пор. Также не существует и сколько ни будь стандартизированной теории креативности и официально признанных мировым сообществом методик, которые позволяли бы диагностировать наличие у человека этой способности.

Если попытаться рассматривать творческую способность, как самостоятельную, оторванную от креативности и ответственную за умение генерировать оригинальные идеи, мы столкнемся с противоречиями, изначально заложенными в самой природе творчества и одаренности. Эти противоречия выражаются в том, что человек с развитыми умственными способностями может не обладать креативным мышлением и наоборот, часто бывает и так, что человек с невысоким IQ проявляет высокие креативные способности.

Дивергентное мышление

Креативность можно рассматривать как в узком, так и в широком значении. В первом случае, креативность следует понимать как дивергентное мышление, характерной чертой которого является способность генерировать множество логичных и обоснованных идей относительно решения одной и той же задачи. Во втором случае под креативностью понимают творческие умственные способности, то есть способность в процессе решения поставленных задач находить пробелы и противоречия и на этом основании выдвигать гипотезы относительно того, какое решение в данной ситуации будет максимально уместным.

Наравне с дивергентным, существует также и конвергентное мышление. Дивергентное мышление связывают с генерацией большого количества решений на основе имеющихся конкретных данных. В свою очередь конвергентное мышление связывают с поисками единственно верного решения при наличии множества условий. Таким образом, конвергентное мышление отождествляется с интеллектом, который можно измерить тестами на IQ, в то время, как дивергентное мышление никакими тестами измерить не представляется возможным.

Как я уже говорил в начале, именно отсутствие единой теории креативности и порождает множество взглядов и точек зрения на то, насколько она связана с понятием дивергентного мышления. С одной стороны дивергентное мышление описывают, как способность находить в объектах новые атрибуты. С другой стороны его описывают, как способность генерировать множество идей относительно одного объекта. С третьей стороны, креативность называют результатом синергии конвергентного и дивергентного мышления. И это далеко не полный перечень точек зрения. Таким образом, понятие креативности размывается и подразумевает под собой довольно обширный спектр созидательной умственной деятельности, которая тем не менее, имеет вполне конкретные параметры.

Параметры креативности

Из всех на данный момент известных, чаще всего выделяют 7 интеллектуальных способностей, максимально широко описывающих креативность. Каждую из них можно использовать в процессе решения возникающих перед вами задач буквально любого характера, происхождения и назначения, от маркетинга и менеджмента до рекрутинга и финансового управления. Нестандартный подход к решению стандартных задач позволяет генерировать уникальные и оригинальные идеи, которые зачастую помогают сэкономить время, деньги и усилия, затрачиваемые на поиски оптимального для данной ситуации решения.

  • Семантическая гибкость. Способность обнаруживать новые свойства объектов и предлагать новые способы их использования.
  • Образная адаптивная гибкость. Способность изменять точку зрения на объект таким образом, чтобы увидеть в нем возможность нестандартного применения.
  • Семантическая спонтанная гибкость. Способность генерировать идеи в непредсказуемой обстановке и в условиях быстрой смены возникающих задач.
  • Оригинальность. Способность генерировать идеи на уровне ассоциаций, как применительно к обстановке, так и применительно к объекту задачи.
  • Любознательность. Чувствительность к проблемам, задачам, ситуациям и обстоятельствам, возникающим в привычной повседневной жизни.
  • Иррелевантность. Способность генерировать гипотезы и допущения, на основе логической независимости реакции от стимула.
  • Фантастичность. Способность генерировать максимально оторванные от реальности идеи, при этом сохраняя логическую связь стимула и реакции.

Все эти способности обычно объединяют под обобщающим названием дивергентного мышления, которое активизируется в тот момент, когда задача уже поставлена, но окончательно еще не сформулирована и когда известно, что единственно верного способа решения, как и ответа не существует. То есть дивергентное мышление подключается в тот момент, когда нужно любыми средствами придумать идею или решение для задачи, которая ранее в практике не возникала и где фактически любой ответ или решение может оказаться правильным.

Результат креативности

Конечным продуктом креативного мыслительного процесса является идея. Она может быть представлена в форме ответа, решения, гипотезы, допущения или предположения, но в не зависимости от ситуации, в которой задача возникла, а также от формы и содержания конечного результата, именно идея является основой для дальнейшей оценки ее актуальности для данной ситуации, анализа рисков и выгод и последующего воплощения.

В процессе генерирования идей, не обязательно, чтобы каждая из них была правильной. Креативность под призмой мозгового штурма ставит задачей выдвинуть за определенный промежуток времени максимально возможное количество идей в расчете на то, что среди них в конечном счете окажется подходящая. Необходимо также помнить, что хорошие идеи приходят в голову, как правило далеко не сразу, а значит процесс генерирования идей должен быть растянут во времени (день / неделя / месяц) и проходить в несколько этапов, как минимум в два, а лучше в три.

При этом стоит также понимать, что выдвижение максимального количества идей должно быть обдуманным и осознанным. Ассоциативное соединение нескольких абстрактных понятий без смысла и содержания является пустой тратой времени. Объединение понятий должно быть содержательно обоснованным, отражающим объективные и логически связанные взаимоотношения явлений, которые стоят за этими понятиями. Это соответствие и является одним из основных критериев отбора идей.

Еще один критерий отбора – это масштаб идеи, захватывающий и поясняющий множество разнообразных фактов. Нередко самыми оригинальными и плодотворными идеями оказываются те, которые описывают свойства сопрягаемых понятий с нового, не изученного до сих пор ракурса. Большую роль в оценке идеи играет и ее глубина. Этот показатель описывает отношения между объектами или их свойствами, которые не лежат на поверхности и не являются очевидными, а требуют для их выявления вникать в суть процессов. Идеи прошедшие данные критерии отбора, как правило и оказываются самыми уникальными, оригинальными и нестандартными, что в конечном счете и является поводом для их реализации.

Заключение

Не смотря на то, что определений креативности существует великое множество, тем не менее, все креативные способности объединены под общим понятием дивергентного мышления, под которым в свою очередь подразумеваются общие творческие способности человека. Чем лучше эти способности развиты, тем более человек приспособлен к тому, чтобы быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, решать изобретательные задачи, находить оригинальные решения и в целом мыслить нестандартно.

Под конец, запомните, что не бывает людей без креативного мышления. У кого-то оно развито в большей степени, у кого-то в меньшей, но так или иначе, оно есть у всех и его всегда необходимо тренировать, на протяжении буквально всей жизни.

«Нужно смело генерировать идеи» 15 мая 2017

11 мая 2017 года состоялось очередное заседание комитета по медицинским услугам «Деловой России» по теме: «Актуальные вопросы здравоохранения»

На встрече обсуждались следующие вопросы: проблемы государственно-частного партнерства в здравоохранении; инвестиции в здравоохранение; спортивная медицина; основные проекты «Деловой России» в сфере здравоохранения; векторы развития медицинского блока «Деловой России».

В работе комитета принял участие президент «Деловой России» Алексей Репик.

Провел заседание член генерального совета «Деловой России», председатель комитета по медицинский услугам Муслим Муслимов.

«Актуальных вопросов в сфере здравоохранения много, все они важные, но пока надо выбрать те, по которым мы можем конкретно, в ближайшее время выработать совместные решения, позиции, помочь реализовать какие-то проекты и так далее. Наш комитет создан с целью содействие развитию стратегических, тактических и правовых аспектов частного здравоохранения России, интеграции частной медицины в общую систему здравоохранения РФ», — отметил Муслим Муслимов.

В ходе заседания была утверждена структура комитета, состоящая из 5 подкомитетов, а также утверждены их руководители:

— Подкомитет по цифровой медицине возглавит член генерального совета «Деловой России» Михаил Препелицкий;

— Подкомитет по инвестициям – руководитель, член генерального совета Дмитрий Ахтуба;

— Подкомитет по развитию международного и регионального медицинского права получил главу в лице Асада Юсуфова, члена « Деловой России».

— Подкомитет по санаторно-курортному лечению – руководитель, член «Деловой России» Юрий Харитонов;

— Подкомитет по координации и проведении клинических исследований, руководитель — член «Деловой России» Артур Шигабутдинов.

В ходе работы комитета была согласована необходимость разработки регламента подачи проекта на рассмотрение президиума генерального совета и далее, чтобы принимать их в качестве проектов «Деловой России». Было предложено собрать проекты в базу комитета и часть их представить на заседании генерального совета организации уже 25 мая.

«Нужно смело генерировать идеи, конкретные инициативы, пусть не очень большие, но приносящие эффект нашим гражданам», — сказал Алексей Репик.

В работе комитета приняли участие председатели ряда профильных комитетов «Деловой России», и была высказана возможность формирования межкомитетских проектов и инициатив, что получило одобрение всех присутствующих членов генерального совета «Деловой России».

Президент «Деловой России» предложил подобрать кандидатуры представителей комитета для участия в ближайшем форсайт-флоте АСИ.