Scrum метод




Содержание страницы

Читать онлайн «Scrum. Революционный метод управления проектами» автора Сазерленд Джефф — RuLit — Страница 1

Эту книгу хорошо дополняют:

Управление проектами

Бизнес-процессы

Deadline

SCRUM

The Art of Doing Twice the Work in Half the Time

SCRUM

Революционный метод управления проектами

Манн, Иванов и Фербер

Информация

от издательства

Издано с разрешения Scrum, Inc. c/o The Ross Yoon Agency

На русском языке публикуется впервые

Сазерленд, Джефф

Scrum. Революционный метод управления проектами / Джефф Сазерленд ; пер. с англ. М. Гескиной — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Методика Scrum — решение, найденное Джеффом Сазерлендом, чтобы преодолеть классические недостатки управления проектами: отсутствие слаженной работы внутри команды, невыполнение намеченных планов, дублирование задач внутри подразделений и т. д. В отличие от старого «поэтапного» подхода, при котором выбрасываются на ветер огромные средства и который зачастую так ни к чему не приводит, Scrum позволяет выполнять обязательства меньшими силами, в короткие сроки и с низкими затратами, а итоговый продукт отличается отменным качеством. Сегодня Scrum уже прочно закрепилась в управленческом арсенале большинства технологичных компаний мира. Теперь этот инструмент повышения продуктивности доступен и вам.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Jeff Sutherland and Scrum, Inc., 2014

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

Предисловие партнера к российскому изданию

Книга, которую вы держите в руках, написана одним из авторов Scrum. Он рассказывает о предпосылках создания методологии и основных ее аспектах.

Самое важное в данной методологии (на мой взгляд) — ориентация на клиента. Заказчик должен получить то, что хочет, вовремя и с минимальными затратами.

Основная идея методологии Scrum — итеративный подход к планированию и выполнению проекта. В отличие от линейного (каскадного) подхода, когда проект изначально планируется «от» и «до», а результат где-то «в конце пути», данный способ позволяет в короткие сроки с минимальными затратами получить готовый продукт. Конечно, он еще не обладает всеми требуемыми характеристиками, но его уже можно использовать. Далее в ходе проекта исполнитель получает обратную связь от клиента, на основе которой осуществляется циклическое наращивание функциональности и совершенствование продукта.

Основная характеристика Scrum — гибкость. Данный подход позволяет оперативно реагировать на изменения в требованиях заказчика и быстро адаптировать продукт к ним.

На сегодняшний день Scrum — хорошо проработанная методология. Ее популярность растет с каждым днем, в том числе в нашей стране. Однако при внедрении Scrum могут возникнуть трудности. Во-первых, предполагается активное участие заказчика в проекте, а во-вторых, требуется слаженная командная работа. По своему опыту могу сказать, что не всегда удается добиться присутствия заказчика на собраниях и адекватной обратной связи от него. Профессионализм, ответственность и умение работать в команде также нельзя назвать неотъемлемыми чертами нашей российской бизнес-действительности.

Но в любом случае новый подход стоит того, чтобы им заинтересоваться. Какие-то идеи и инструменты можно применять частично, и это тоже принесет свои плоды. Тем, кто всерьез намерен внедрять эту методологию в своей компании, рекомендую пройти специальное обучение. Scrum преподают в бизнес-школах по всему миру.

Книга написана очень живым языком и благодаря насыщенности фактическим материалом легко читается. Автор приводит множество примеров проектов, в которых использовалась Scrum: от таких крупных, как план модернизации системы управления информацией ФБР и одной из крупнейших фармацевтических компаний, до проекта ремонта дома. Также в ней даются ссылки на исследования, которые иллюстрируют психологические аспекты управления проектами.

Все это делает книгу «Scrum. Революционный метод управления проектами» интересной и полезной для всех, кто интересуется проектным управлением и хочет повысить свою эффективность в этой сфере. Думаю, после ее прочтения у всех возникнет желание использовать подходы и инструменты, которые дает автор, а также изучить этот метод глубже.

президент Samolov Group

Все началось с того, что двадцать лет назад мы с Кеном Швабером создали свой подход к разработке программного обеспечения для технологических отраслей и назвали его Scrum. Наша методология была более быстрой, надежной и эффективной.

До того момента при управлении проектами по разработке программного обеспечения использовали каскадную модель — и так вплоть до 2005 года. Работа осуществлялась пошагово, постепенно продвигаясь к цели — получению конечного результата и передаче его пользователю. Процесс шел медленно, развивался непредсказуемо, зачастую так и не приводя к возникновению продукции, в которой нуждался заказчик или которую просто пожелали бы приобрести люди. Волокита, оборачивающаяся многими месяцами, а иногда и годами, — вот характерная черта каскадной модели. Предварительно составленные поэтапные планы, представленные на диаграммах Ганта, выглядели настолько подробными, что внушали руководству уверенность, будто процесс разработки находится у них под полным контролем, — и все-таки мы практически были обречены выпадать из графика и катастрофически выходить за рамки бюджета.

Дабы преодолеть эти недостатки, я придумал в 1993 году Scrum — новый подход к решению вопросов, принципиально отличающийся от используемого ранее метода нисходящего проектирования. В отличие от предыдущих методологий, принцип Scrum был аналогичен эволюционным, адаптивным, самокорректирующимся системам.

С момента своего возникновения концепция Scrum легла в основу проектирования новых программных продуктов для технологических отраслей. Однако, снискав признание и успех в Кремниевой долине среди руководителей проектов по созданию программного обеспечения и нового оборудования, в общей деловой практике Scrum остается еще малоизвестной методологией. Именно ради этого делового сообщества — людей, не связанных напрямую с миром высоких технологий, — я задумал написать книгу, в которой собираюсь раскрыть и разъяснить преимущества Scrum как системы управления в бизнесе. Я расскажу о первоистоках методологии Scrum: производственной системе компании Toyota и концепции, созданной для задач боевой авиации, — цикле OODA[1]. Рассмотрю вопрос, почему организация проектов силами небольших команд является более эффективным способом работы. Остановлюсь на следующих моментах: как правильно расставлять приоритеты в работе над проектом; как организовывать спринты, то есть короткие этапы разработки проекта (от одной недели до одного месяца), — причем делать это таким образом, чтобы каждый член команды отвечал за свою часть работы, а результат последующего этапа вбирал в себя функции проекта, реализованные на предыдущих этапах; как проводить ежедневные короткие обсуждения задач проекта, чтобы быть не только в курсе сделанного, но и тех трудностей, с которыми неизбежно приходится сталкиваться. Кроме того, я объясню, как методология Scrum объединяет концепцию непрерывного совершенствования и концепцию реализации продукта с минимальным функционалом, что позволяет не ждать завершения всех работ, а оперативно удовлетворять требования заказчика на каждом этапе проекта. Вы узнаете, что мы применяли Scrum при проектировании абсолютно всего: от создания дешевых автомобилей с расходом топлива четыре литра на сто пятьдесят километров до разработки современных, на уровне XXI века, баз данных ФБР.

Scrum. Революционный метод управления проектами

Книга основателя методики Scrum, которая поможет вам реализовывать проекты в несколько раз быстрее и эффективнее.

Возможно, историки будущего будут разделять прогресс человечества четкой линией: «до Scrum» и «после» — настолько эта методика революционна. Её используют в большинстве технологичных компаний мира, но теперь она доступна всем, кто имеет дело со сложными проектами в любой отрасли.

Джефф изобрел свою методику, пытаясь справиться с недостатками классического управления проектами: людям редко удается работать слаженно, эффективно и быстро, большинство планов не выполняются (ни по времени, ни по ресурсам), подразделения и команды часто выполняют противоречащие друг другу задачи или дублируют их.

За 20 лет существования Scrum помогла не только большинству разработчиков программного обеспечения, но и ФБР, автопроизводителям, фармацевтам и простым людям, планирующим свои дела.

Эта книга полностью перевернет ваш подход к управлению проектами и поможет достичь результатов, которые раньше казались невозможными. Неважно, хотите ли вы изменить систему образования, изобретать новые технологии, бороться с голодом, просто открыть стартап или управлять своей командой в разы эффективнее — Scrum поможет вам успевать больше, затрачивая меньше времени и ресурсов.

Для кого эта книга

Для всех менеджеров проектов, руководителей, ИТ-специалистов.

Цитаты из книги

Методика
Scrum ускоряет темп всех начинаний человека. Неважно, в чем суть проекта или проблемы, — методика Scrum может быть использована в любом начинании, чтобы повысить производительность и добиться лучших результатов.

Собрания
Собирайтесь все вместе ежедневно на пятнадцать минут. Смотрите, что можно предпринять для увеличения скорости и качества, — и делайте это.

Размер команды
Малочисленные команды работают быстрее, чем многочисленные. Правило номер один — семь участников плюс-минус два. Довольствуйтесь малым.

Время
Время — главный ограничитель всех человеческих устремлений. Время имеет отношение ко всему: сколько мы работаем; как долго приходится заниматься разными вещами; насколько мы успешны. Неумолимый и необратимый ход времени формирует наше видение мира и нас самих.

Порвите визитки
Избавьтесь от званий и титулов, от руководителей и иерархических структур. Дайте людям свободу делать то, что они считают правильным, и возможность нести за это ответственность. Результаты вас поразят.

Прозрачность
Сделайте доску, которая будет показывать, какую работу нужно выполнить, над чем вы сейчас работаете и что уже сделано. Ее должны видеть все и все должны обновлять информацию на ней.

Описание

Книга основателя методики Scrum, которая поможет вам реализовывать проекты в несколько раз быстрее и эффективнее.

Возможно, историки будущего будут разделять прогресс человечества четкой линией: «до Scrum» и «после» — настолько эта методика революционна. Её используют в большинстве технологичных компаний мира, но теперь она доступна всем, кто имеет дело со сложными проектами в любой отрасли.

Джефф изобрел свою методику, пытаясь справиться с недостатками классического управления проектами: людям редко удается работать слаженно, эффективно и быстро, большинство планов не выполняются (ни по времени, ни по ресурсам), подразделения и команды часто выполняют противоречащие друг другу задачи или дублируют их.

За 20 лет существования Scrum помогла не только большинству разработчиков программного обеспечения, но и ФБР, автопроизводителям, фармацевтам и простым людям, планирующим свои дела.

Эта книга полностью перевернет ваш подход к управлению проектами и поможет достичь результатов, которые раньше казались невозможными. Неважно, хотите ли вы изменить систему образования, изобретать новые технологии, бороться с голодом, просто открыть стартап или управлять своей командой в разы эффективнее — Scrum поможет вам успевать больше, затрачивая меньше времени и ресурсов.

Для кого эта книга

Для всех менеджеров проектов, руководителей, ИТ-специалистов.

Цитаты из книги

Методика
Scrum ускоряет темп всех начинаний человека. Неважно, в чем суть проекта или проблемы, — методика Scrum может быть использована в любом начинании, чтобы повысить производительность и добиться лучших результатов.

Собрания
Собирайтесь все вместе ежедневно на пятнадцать минут. Смотрите, что можно предпринять для увеличения скорости и качества, — и делайте это.

Размер команды
Малочисленные команды работают быстрее, чем многочисленные. Правило номер один — семь участников плюс-минус два. Довольствуйтесь малым.

Время
Время — главный ограничитель всех человеческих устремлений. Время имеет отношение ко всему: сколько мы работаем; как долго приходится заниматься разными вещами; насколько мы успешны. Неумолимый и необратимый ход времени формирует наше видение мира и нас самих.

Порвите визитки
Избавьтесь от званий и титулов, от руководителей и иерархических структур. Дайте людям свободу делать то, что они считают правильным, и возможность нести за это ответственность. Результаты вас поразят.

Прозрачность
Сделайте доску, которая будет показывать, какую работу нужно выполнить, над чем вы сейчас работаете и что уже сделано. Ее должны видеть все и все должны обновлять информацию на ней.

Scrum. Революционный метод управления проектами

Методика Scrum – решение, найденное Джеффом Сазерлендом, чтобы преодолеть классические недостатки управления проектами: отсутствие слаженной работы внутри команды, невыполнение намеченных планов, дублирование задач внутри подразделений и т. д. В отличие от старого «поэтапного» подхода, при котором выбрасываются на ветер огромные средства и который зачастую так ни к чему не приводит, Scrum позволяет выполнять обязательства меньшими силами, в короткие сроки и с низкими затратами, а итоговый продукт отличается отменным качеством. Сегодня Scrum уже прочно закрепилась в управленческом арсенале большинства технологичных компаний мира. Теперь этот инструмент повышения продуктивности доступен и вам.

На русском языке публикуется впервые.

Закон Брукса: если проект не укладывается в сроки, то добавление рабочей силы задержит его еще больше

акт планирования всегда кажется столь соблазнительным и привлекательным, что составление плана становится важнее самого плана. А план становится важнее реальной жизни.

Поистине иногда, чтобы подтолкнуть людей к переменам, им нужно приставить пистолет к виску.

Интересно, что по статистическим данным, если в группе более девяти человек, скорость работы действительно падает. Все правильно. Дополнительные исполнители заставляют группу работать медленнее.

Сделать половину – не сделать ничего.

Абсолютно согласен с отзывом vdubrovski.

Автор – человек интересный, опытный и умный. Но от книги ожидаешь «мяса». То есть конкретных инструкций к применению. Конкретных разборов применения. А получаешь только скудное приложение на 3 страницы в конце книги. С такими инструкциями точно никакого космического проекта не построишь.

Начинается книга с рекламы, это понятно. Но вот уже 20% книги, 30%, 40%. И ничего не происходит.

Много историй, которые не позволяют мне обучаться. Обидно.

И нельзя сказать, что истории – не являются ценными. Они важны, наверное. Но, «не то»…

Короче говоря, теперь я воодушевлен, но оставлен наедине с собой в поисках конкретики.

Думаю, нужно обращаться к первоисточникам – японцам.

Книга, безусловно, интересна видением организации проектной работы, но саму организацию работ раскрывает поверхностно. Либо, метод пока не сложился окончательно и существует в виде идеи, либо автор сознательно не хочет раскрывать тонкости.

95% книги сводится к рекламе самого автора и метода «Scrum», который, по-моему мнению, является скорее не методом, а только идеологией организации работ по продуктовому принципу, изложенной в «Бережливом производстве». 5% книги краткое изложение того, что действительно является революционным по сравнению с «традиционным» проектным менеджментом. Для желающих сэкономить время можно сразу переходить к главе «Приложение. Внедряем „Scrum“. С чего начать». Ну, а если будет что-то не понятно, тогда можно почитать основной текст.

Если вы желаете разобраться в методологии Scrum для последующего внедрения, то данная книга ничего не даст. Она пуста. Это просто платный «трейлер». Лично меня такте Книги очень раздражают, типичная западная болтовня, 0.0001% практической информации. «Методичка» поинформативнее будет!

Книга типа «как стать миллионером», когда им становится только сам автор причем за счет продаж этих книг. Описываются успешные истории применения при идеальных обстоятельствах или по взмаху волшебной палочки (вдруг) ставшими srum-мотивированными командами и заказчиками, когда закончить проект вовремя и в рамках бюджета можно уже и на голом ура. Злободневные проблемы из реальных проектов этот метод решить не поможет. Что делать, если заказчик госкомпания и прописанный в контракте план и функционал до самых мелочей это святое; если заказчик не заинтересован помогать и толком сам не понимает какой нужен продукт и нужен ли вообще, но обязан им начать пользоваться по правовым соображениям; если в колективе и на рынке труда нет доступных в любое время и легко взаимозаменяемых специалистов, а те что есть – разные люди, более или менее склонные к не запланираванным болезням, ошибкам, разной степени командности, которые легче перейдут (причем в самый критический момент) в другую компанию, чем будут работать в неприемлемом стиле. В конце концов много (причем хороших) специалистов, которые любят работать одни, 8 часов, а потом для них хоть спринт, хоть маратон. Сильно выбирать не приходится, учитывая время на переподготовку и обучение и с доступностью специалистов на рынке.

Не сомневаюсь, что есть компании которые успешно применяют srum. Точно так-же успешно могли бы и не применять. Но это заслуга не srum, это успех и немного везения – с набором колектива, с заказчиком, с проектом.

Согласна с предыдущим отзывами : мало «мяса». Истории успехов и провалов – это здорово. Идеи тоже отличные. Но хочется четкого описания методов как таковых, а не трёх страниц с общими фразами.

SCRUM – эффективный метод управления проектами

Разработка проектов и управление ими сегодня все больше внедряется в деятельность человека. Если раньше с проектами можно было столкнуться лишь в отдельных – специфических областях, то сегодня они встречаются и в инженерной инфраструктуре, и в архитектурных и строительных разработках, и в сфере дизайна и программного обеспечения, и даже в работе госструктур и бизнес-предприятий.

Среди множества технологий наибольшую популярность обретают именно Agile-технологии, о которых мы рассказывали в одной из наших прошлых статей. Их основой служит гибкий итеративный (фазовый) процесс разработки, где в конце каждой фазы команда разработчиков получает работающую версию продукта. И вот Scrum как раз-таки относится к наиболее эффективным методологиям гибкой разработки проектов, по причине чего мы и решили вас с ним познакомить.

Scrum: определение и краткая история

Понятие «scrum» («скрам») впервые появилось в середине 80-х годов ХХ века в работах японских ученых Икуджиро Нонаки и Хиротаки Такеучи, когда они говорили об успехе проектов, в разработке которых участвовали небольшие команды без жесткой специализации. Эти команды они сравнивали с конструкцией схватки (от англ. «scrum») в регби, назначающейся судьей при остановке игры или при нарушении правил.

Позже, в 1993 году американский программист Джеф Сазерленд применил этот подход, когда разрабатывал методологию для компании «Easel» (детально об этом можно прочитать в его книге «Scrum – революционный метод управления проектами»). Тогда он и назвал его официально «Скрам». А два года спустя разработчик и консультант по разработке ПО Кен Швабер формализовал этот процесс применительно ко всей индустрии вообще.

В 1995 году на конференции «Объектно-ориентированные системы, языки и приложения для программирования» Швабер указал, что основой Scrum-методологии является итеративная разработка, а сама она определяет несколько характеристик при работе с проектами:

  • Правила планирования и управления списком требований к разрабатываемому продукту
  • Правила планирования итераций
  • Правила взаимодействия между членами проектной команды
  • Правила анализа и корректировки процесса разработки

Несмотря на то, что первоначально метод Scrum был рассчитан на разработку IT-проектов, сегодня он применяется и в других областях. При этом он ориентируется не столько на процесс управления, сколько на сам процесс разработки. Таким образом, Scrum-управление может как дополнить собой любой другой управленческий процесс, так и выступать в качестве самостоятельного.

Каждая итерация проекта может быть представлена в виде цепочки: планирование – фиксирование – реализация – анализ. Благодаря фиксированным требованиям к одной итерации, как к фазе выполнения проекта, а также возможности менять длину итераций, можно эффективно управлять балансом гибкости и планируемости разработок.

Естественно, чтобы успешно применять на практике Scrum-управление проектами, необходимо разобраться и в концепции этой методологии. Но прежде чем мы перейдем к ее рассмотрению, ознакомьтесь с этим небольшим видео, в котором очень креативно рассказано о ключевых принципах и сути Scrum-методологии.

Концепция Scrum-методологии

В системе Agile Scrum-управление проектами состоит из трех основополагающих частей:

Чтобы уяснить суть, лучше разобрать эти части отдельно.

Роли в Scrum

Всего в Скрам есть три роли:

  • Владелец продукта (Product Owner)
  • Скрам-мастер (Scrum Master)
  • Команда разработчиков (Delivery Team)

О них тоже имеет смысл сказать в отдельности.

Владелец продукта

Владельцем продукта является человек, который отвечает за его разработку. Как правило, это либо официальный представитель, либо доверенное лицо заказчика. Также он может представлять рынок, на котором продукт будет реализовываться.

Владелец продукта в обязательном порядке составляет бизнес-план, где отражается ожидаемая доходность, и план развития, включающий требования, отсортированные по коэффициенту окупаемости вложений.

Руководствуясь имеющейся информацией, владелец продукта разрабатывает список требований, который также рассортирован по значимости. По сути, владельца продукта можно назвать центром принятия окончательных решений для проектной команды. По данной причине это всегда только один человек, но никак не группа людей.

Краткий перечень обязанностей владельца продукта:

  • Формирование видения продукта
  • Управление ожиданиями заказчика (и других заинтересованных лиц)
  • Координация и приоритизация бэклога (журнала) продукта (см. ниже)
  • Предоставление команде понятных и тестируемых требований
  • Взаимодействие с командой проекта и заказчиком
  • Прием и оценка результата работы в конце каждой итерации
Скрам-мастер

Скрам-мастер – это самый важный человек во всем процессе. От него зависит инициативность и самостоятельность всех остальных членов команды, удовлетворенность получаемыми результатами, атмосфера в коллективе и итоги работы вообще. Скрам-мастером должен быть один из участников команды; необходимо, чтобы он тоже был задействован в процессе разработки.

Важен этот человек еще и потому, что от него зависит своевременное решение задач, независимо от их масштаба (от починки ножки стола до информирования команды о новых требованиях), поддержание необходимых технических скрам-практик (см. ниже), которые будут использоваться в разработке проекта.

Помимо прочего, скрам-мастер обязан обеспечивать максимальную работоспособность и продуктивность команды, четкое взаимодействие всех участников проекта; устранять проблемы, тормозящие или останавливающие работу, ограждать команду от любых внешних воздействий в течение каждой итерации, обеспечивать следование рабочему процессу.

Краткий перечень обязанностей скрам-мастера:

  • Создание доверительной атмосферы
  • Участие в общих встречах и обеспечение успешной коммуникации участников
  • Устранение препятствий в работе
  • Обозначение проблем и открытых вопросов
  • Обеспечение соблюдения практик процесса
Команда разработчиков

Командой разработчиков называется группа из 5-9 инициативных и самостоятельных человек – членов команды. Ее первостепенная задача состоит в постановке реально достижимой, прогнозируемой, интересной и значимой цели для каждой итерации.

Следующая задача состоит в достижении поставленной цели в указанные сроки и в надлежащем качестве. Цель итерации можно считать достигнутой лишь тогда, когда реализованы все поставленные задачи, прописаны коды (если это IT-разработка), протестирован рабочий вариант продукта, установлены и устранены все дефекты.

Члены команды разработчиков должны быть в состоянии планировать и оценивать свою работу, уметь работать в команде, систематически анализировать качество своего взаимодействия и работы и улучшать его.

Краткий перечень обязанностей команды разработчиков:

  • Оценка элементов бэклога продукта (см. ниже)
  • Разработка продукта и предоставление его заказчику
  • Отслеживание своего прогресса (совместно со скрам-мастером)
  • Предоставление результата владельцу продукта

Все вместе участники проекта проделывают не только основную работу, но и реализуют скрам-практики.

Практики в Scrum

Как и ролей, практик в Scrum-управлении проектами существует три:

  • Ежедневные Скрам-встречи (Daily Scrum Meeting)
  • Встречи по обзору спринта (Sprint Review Meeting)
  • Аварийная остановка спринта (Sprint Abnormal Termination)

Все эти практики имеют самое прямое отношение к спринтам, поэтому сначала скажем несколько слов о том, что вообще такое спринт.

Спринт

Спринтом в Scrum-проекте называется одна итерация (фаза) проекта. В большинстве случаев спринт длится 30 дней. В результате каждого спринта команда должна получить рабочую версию продукта, которую уже можно демонстрировать заказчику.

Подготовка к самому первому спринту начинается после подготовки владельцем продукта плана проекта, определения требований и их сортировке в объеме, подходящем для одной итерации. Этот список и называют бэклогом (или журналом) продукта.

В процессе планирования спринта детально разрабатываются сессии его планирования. Спринт всегда начинается с разработки владельцем, скрам-мастером и командой разработчиков плана развития продукта, плана релизов и требований.

Команда разработчиков определяет оценки требований, чтобы убедиться, что они точны в степени, необходимой для начала работы. Затем определяется объем работ, который может быть успешно выполнен за один спринт. При этом нужно исходить из численности команды, доступного времени и производительности. Очень важно, чтобы команда разработчиков внимательно изучала журнал продукта и выбирала требования, первые по приоритету.

Как только команда разработчиков объявляет о своей готовности к реализации выбранных требований, скрам-мастер планирует спринт. Затем команда делит выбранные требования на задачи, которые нужно реализовать для успешного окончания спринта. В идеале на этот этап (разделение на задачи) не должно уходить более 4 часов, а в итоге нужно получить перечень разбитых на задачи требований, т.е. журнал спринта. Все участники команды разработчиков в обязательном порядке должны взять на себя ответственность по достижению поставленной цели.

На протяжении спринта должны выполняться все работы, которые нужны для получения рабочей версии продукта. Объем работ спринта должен быть фиксированным. Благодаря этому команда может взять ответственность за его реализацию. Исходя из этого, журнал спринта не может изменить никто, кроме команды.

В деталях обо всем этом вы можете узнать из книги «Scrum – революционный метод управления проектами» Джефа Сазерленда, а мы продолжим разговор на тему практик. Познакомившись с ними, вы сможете понять, как реализуется Scrum-проект.

Ежедневные Скрам-встречи

Ежедневные встречи проходят по утрам перед началом работы. Они необходимы, чтобы каждый член команды знал, кто и конкретно чем занимается в текущем проекте. Оптимальная продолжительность таких встреч составляет 15 минут. В процессе не решаются никакие проблемы, т.к. участники просто делятся информацией. Если есть вопросы, требующие разрешения, они выносятся за пределы встречи.

Проводит ежедневные встречи скрам-мастер. Поочередно каждому участнику он задает вопросы:

  • Что ты сделал вчера?
  • Что ты сделаешь сегодня?
  • С какими проблемами ты столкнулся?

Все открытые вопросы скрам-мастер заносит в список «Пункты действий». Здесь очень подходит формат «Что? Кто? Когда?». Вот простой пример такого списка:

  • Обсудить детали дизайна бэкграунда
  • Толя и Коля
  • Сразу после обеда

Участвовать в ежедневных встречах может любое заинтересованное лицо, однако все решения принимаются только членами команды разработчиков. Причиной этому служат обязательства участников по достижению цели спринта. Если кто-то иной будет вносить свою лепту в принятие решений, тем самым он снимет ответственность с членов команды.

Встречи по обзору спринта

По окончании каждого спринта принято проводить демонстрационную встречу, на которой происходит обзор спринта. Оптимальная продолжительность этих встреч – не более 4 часов.

В начале встречи команда разработчиков показывает владельцу продукта его рабочую версию (демонстрирует результаты проделанной работы). Встреча проходит под контролем самого владельца, причем он имеет право пригласить на нее всех заинтересованных людей и их представителей.

В процессе встречи владелец продукта оценивает, какие требования из журнала спринта выполнены, а также обсуждает результаты с командой и заказчиком, и вместе с ними планирует задачи для выполнения в новом спринте.

Во второй половине встречи скрам-мастер вместе с остальными участниками анализирует прошедший спринт. Команда разработчиков определяет эффективные и неэффективные методы совместной работы, проводит их анализ, делает выводы и принимает решения, которые улучшат дальнейшую работу.

По окончании встречи резюмируются итоги, и планируется следующий спринт (это происходит по уже рассмотренному нами обычному алгоритму планирования спринта). Закончив второй спринт, проводится новая демонстрационная встреча, и так по кругу вплоть до полного завершения Scrum-проекта.

Аварийная остановка спринта

Аварийная остановка спринта необходима только для особых случаев. Команда может остановить спринт до наступления дедлайна (крайнего срока завершения спринта), если осознает, что добиться поставленных в этом спринте результатов не получается. Также спринт может остановить владелец продукта в случае, когда необходимости в достижении цели спринта больше нет.

Если спринт остановлен, все участники проекта собираются на общей встрече, обсуждают причины остановки и дальнейшие действия. После этого дается отмашка к началу нового спринта и его планированию, для чего используются все те же алгоритмы.

Несложно заметить, что скрам-практики достаточно просты. Но кроме ролей и практик в Scrum-управлении проектами существуют еще и важные документы, называемые артефактами. Вкратце мы о них уже упоминали, но будет лучше, если немного углубимся в эту тему.

Артефакты в Scrum

В любом Scrum-проекте есть три основных артефакта (документа):

  • Журнал продукта (Product Backlog)
  • Журнал спринта (Sprint Backlog)
  • График спринта (Burndown Chart)

У каждого из артефактов есть свои особенности.

Журнал продукта

Журнал продукта готовится еще в самом начале проекта. Он представляет собой перечень требований, отсортированных по значимости. Составляет его владелец продукта, а команда разработчиков дополняет его, включая оценки стоимости реализации каждого требования.

Журнал продукта должен включать в себя технические и функциональные требования, необходимые для его разработки. Эти требования необходимо приоритизировать, а самые приоритетные нужно детально прописать – так команда получает возможности их оценки и тестирования.

Своевременная и подготовленная детализация проектов, а также предоставление их в полном объеме и в нужное время – это задачи владельца продукта.

Журнал спринта

Журнал спринта отражает функциональность, которую выбрал владелец продукта из составленного ранее журнала продукта. Каждая из функций разбивается на задачи. Разбивка же делается так, чтобы на выполнение одной задачи не уходило более двух дней.

Благодаря качественной разбивке функций на задачи спринт может быть спланирован таким образом, чтобы к его окончанию не осталось ничего не выполненного, а значит, чтобы была достигнута цель итерации.

Как только детализация завершена, оценивается журнал спринта, и эта оценка сопоставляется с первичной оценкой журнала продукта. При выявлении существенных расхождений команда разработчиков вместе с владельцем продукта устанавливает объем работ, которые необходимо выполнить в течение конкретного спринта, а также объем, который можно перенести на следующую итерацию.

Из журнала спринта исключаются незначительные задачи, которые не оказывают особого влияния на достижение цели итерации.

График спринта

График спринта необходим для отображения ежедневного изменения общего объема работы, который остался до окончания спринта. С помощью него команда может анализировать текущую ситуацию и вовремя реагировать на изменения.

Ко всему прочему, с помощью графика спринта владелец продукта может отслеживать прогресс итерации. Поэтому ему очень легко установить: если объем работы не становится меньше с каждым днем, значит, в процессе есть какие-то отклонения и срочно нужно корректировать действия команды.

Таковы общие особенности Scrum-методологии. Если у вас возникло желание разобраться в этом методе более детально, то вам поможет в этом Джеф Сазерленд – познакомьтесь с уже упоминаемой книгой «Scrum – революционный метод управления проектами». А нам остается только подвести итоги этого краткого обзора Скрам.

Выводы о Scrum

Итак, относящийся к системе методов гибкого управления Agile, Scrum можно смело назвать настоящей находкой для людей, чья деятельность связана с проектами. Среди его достоинств выделяется, в первую очередь, ориентированность и адаптивность. Метод позволяет изменять требования к проекту в любое время (пусть и не дает гарантии того, что эти изменения будут реализованы). А такая возможность очень привлекает заказчиков.

Во-вторых, Скрам очень легко освоить. К тому же метод не отнимает огромного количества времени. А благодаря тому, что система работы построена по итерационному принципу (и у каждой итерации есть своя цель), с помощью Scrum-метода можно получать рабочие версии продукта по окончании каждого спринта.

В-третьих, упор в методе делается на многофункциональную и самоорганизующуюся команду, которая способна решать большинство задач с минимумом координации. Именно по этой причине Scrum-проекты подходят для стартапов и небольших компаний, избавляя их от необходимости обучать специализированный штат руководителей или нанимать профессионалов со стороны.

Но не стоит думать, что Scrum-методология – это решение всех проблем и гарантия успеха. У нее есть и несколько минусов. Например, ее минималистичность и простота обуславливают, пусть и немногие, но все же жесткие правила, в частности – правила взаимодействия внутри команды, которые в некоторых случаях могут доставлять заказчику определенные неудобства.

Еще один недостаток состоит в отсутствии плана реагирования на непредвиденные риски, ведь все действия участниками проекта осуществляются в режиме реального времени. И, наконец, упор на команду тоже не всегда полезен. Несмотря на то, что в координации команды нет особой необходимости (а значит, и нет затрат на нее), могут увеличиться затраты на подбор персонала, его обучение и мотивацию. Если, например, на рынке труда не хватает подходящих специалистов, придется нанимать либо дорогостоящих профи, либо не нанимать вообще никого.

Однако преимущества Скрам-методологии не идут ни в какое сравнение с ее недостатками, и при определенной доле упорства овладеть ей не составит никакого труда. Использование же Scrum помогает компаниям реализовывать самые разные проекты и становиться более конкурентоспособными. Метод ориентирован на изменения и постоянное развитие, а его гибкость достигается посредством непрерывного взаимодействия участников проекта друг с другом.

Но все же напомним, что этот обзор носит чисто ознакомительный характер, поэтому для получения дополнительной информации вам в любом случае придется обращаться к сторонним источникам. И уже из них вы сможете узнать о других тонкостях Scrum-управления проектами и особенностях его применения. Начать вы можете с этого небольшого видео, а мы желаем удачи вам и успешного осуществления всем вашим проектам!

Certified Agile Professional

Вы освоите ведущие подходы к управлению, с получением сертификата международного консорциума ICAgile, который ценится компаниями во всем мире.

После прохождения обучения вы освоите современные методы управления и сможете начать в своей компании переход к высокой продуктивности, а также сможете начать выступать в роли Agile коуча и Scrum-мастера.

Тренинг проводится действующим предпринимателем c 11–летним опытом внедрения Agile, и построен вокруг решения кейсов участников

Мы приглашаем на тренинг руководителей компаний, с которыми начинаем сотрудничество, разбираем применение Agile в реальных ситуациях, как в IT компаниях, так и в компаниях реального сектора.

Вы освоите метод системного улучшения процессов на основе данных и сможете принимать гораздо более эффективные управленческие решения

Вы научитесь планированию в условиях неопределенности и сможете завершать проекты в сроки, даже с учетом частых изменений приоритетов

Вы поймете как значительно увеличить продуктивность сотрудников, используя самоорганизованные Scrum–команды

Вы сможете начать использовать метод LeanKanban для улучшения производительности компаний любых предметных областей, размеров и особенностей

Вы освоите главный навык Agile мышления, с помощью которого вы сможете обнаруживать и навсегда устранять корневые причины возникающих проблем

Вы узнаете как найти точки роста вашей организации, как запустить процесс непрерывного улучшения компании и как вовлечь сотрудников в ее развитие

Получите программу и все материалы тренинга, современные модели управления, постеры по Agile, Scrum, материалы для изучения, фотографии флипчартов, презентации и методы развития команд

Вы пройдете обучение по программе, основанной на 29 целях обучения, сформированных одним из основателей Agile. По этой программе прошли обучение более 60 000 человек в 20 странах мира.

Тренер: Александр Мартюшев

Senior Agile Coach, Предприниматель

  • Комплексная Agile–трансформация бизнеса.
  • Корпоративное обучение Agile методам управления.
  • Внедрение концепций и эффективных инструментов Agile.
  • Запуск продуктовых Agile–команд.

Опыт и квалификация

  • С 2007 года, сертифицированный тренер ICAgile, Agile коуч, ICF коуч, консультант по Agile.
  • Успешный опыт бизнес–консалтинга и внедрения Agile–концепций в ведущих компаниях в своей отрасли: ГазпромНефть, МТС, Yandex, Сбербанк-технологии, Deutsche Bank, Yota, Veeam, Wargaming, Инфотекс, Беркут, Atlantic IT, Embria, Crystal Service, Центр Речевых Технологий и другие.
  • Организация и развитие собственного бизнеса.

Тренинг включает разбор особенностей и проблем реальных внедрений в десятках ведущих российских компаний. Вы выйдете с тренинга не просто с теорией, а с конкретными навыками и четким пониманием, каким образом вы начнете применять Agile инструменты в своей организации

1. Внедрение Agile-мышления

Вы научитесь развивать в компании мышление через призму клиента, и распространять чувство ответственности за конечный бизнес–результат на каждого сотрудника организации.

2. Трансформация корпоративной культуры

Вы поймете как самостоятельно инициировать в своей компании переход к гибкой организации.

3. Запуск Agile на всех уровнях компании

Вы узнаете про гибкие организации с точки зрения системного подхода: люди, процессы, структура, стратегия, лидерство.

1. Внедрение Agile-мышления

Вы научитесь развивать в компании мышление через призму клиента, и распространять чувство ответственности за конечный бизнес–результат на каждого сотрудника организации.

2. Трансформация корпоративной культуры

Вы поймете как самостоятельно инициировать в своей компании переход к гибкой организации.

3. Запуск Agile на всех уровнях компании

Вы узнаете про гибкие организации с точки зрения системного подхода: люди, процессы, структура, стратегия, лидерство.

Тренинг проводится в просторной аудитории и в небольшой группе. У вас будет возможность лично обсудить все ваши вопросы с тренером.

На практике освоите концепцию и структуру Scrum. Узнаете про области применимости, роли, митинги, артефакты и принципы, лежащие в основе Scrum. А также, про подводные камни и неочевидные моменты, которые нужно учитывать при внедрении.

Вы освоите метод выстраивания процессов, применимый к любым размерам команд, предметным областям и видам бизнеса. Теория Ограничений и Закон Литтла помогут вам найти наиболее эффективную точку приложения ваших управленческих усилий.

6. Метрики эффективности

Вы научитесь объективно отслеживать эффективность процессов и внедряемых изменений, и проводить безопасные эксперименты по улучшению производительности бизнеса.

На практике освоите концепцию и структуру Scrum. Узнаете про области применимости, роли, митинги, артефакты и принципы, лежащие в основе Scrum. А также, про подводные камни и неочевидные моменты, которые нужно учитывать при внедрении.

Вы освоите метод выстраивания процессов, применимый к любым размерам команд, предметным областям и видам бизнеса. Теория Ограничений и Закон Литтла помогут вам найти наиболее эффективную точку приложения ваших управленческих усилий.

6. Метрики эффективности

Вы научитесь объективно отслеживать эффективность процессов и внедряемых изменений, и проводить безопасные эксперименты по улучшению производительности бизнеса.

В самом начале тренинга происходит сбор ожиданий, и тренер адаптирует программу под запросы и виды деятельности участников

7. Традиционная каскадная модель

Вы узнаете все плюсы и минусы модели, границы применимости и зоны максимальной эффективности классического подхода, движимого планами.

8. Инкрементальная модель

Вы освоите концепцию продуктовых инкрементов и поймете в чем заключается ключевая ценность движения короткими итерациями.

9. Потоковая модель

Вы на практике освоите принципы Lean в проектировании и оптимизации цепочки поставки ценности, что позволит вам выявлять и устранять проблемы и потери в процессах вашей компании.

7. Традиционная каскадная модель

Вы узнаете все плюсы и минусы модели, границы применимости и зоны максимальной эффективности классического подхода, движимого планами.

8. Инкрементальная модель

Вы освоите концепцию продуктовых инкрементов и поймете в чем заключается ключевая ценность движения короткими итерациями.

9. Потоковая модель

Вы на практике освоите принципы Lean в проектировании и оптимизации цепочки поставки ценности, что позволит вам выявлять и устранять проблемы и потери в процессах вашей компании.

Для участников тренинга доступны приватные группы в Telegram и Slack, где на ваши вопросы отвечают консультанты OnAgile Consulting

10. Цикл Деминга

Вы освоите метод движения через непрерывные эксперименты, который позволит вашей компании на системной основе улучшать качество своей работы.

11. Частая обратная связь

На практике прочувствуете важность частой обратной связи и узнаете способы ее получения в различных контекстах.

12. Навыки проведения ретроспектив

Вы освоите базовые навыки проведения ретроспектив для улучшения бизнес–процессов.

10. Цикл Деминга

Вы освоите метод движения через непрерывные эксперименты, который позволит вашей компании на системной основе улучшать качество своей работы.

11. Частая обратная связь

На практике прочувствуете важность частой обратной связи и узнаете способы ее получения в различных контекстах.

12. Навыки проведения ретроспектив

Вы освоите базовые навыки проведения ретроспектив для улучшения бизнес–процессов.

После тренинга вы сможете выработать наиболее подходящую вам модель управления организацией и проектами

13. Принципы формирования самоорганизующейся команды

Кроссфункциональность команды, правила подбора участников. Узнаете как правильно формировать команды из текущих участников проекта.

14. Communication vs Collaboration

Личные KPI и разделение по функциональным отделам фокусирует сотрудников на выполнении исключительно своей части работы. Это приводит к локальным оптимизациям и мышлению в стиле «проблема не на нашей стороне». Вы узнаете как сфокусировать всех на достижение единой цели.

15. Мотивация команды

Вы узнаете про Agile–модели мотивации, в том числе не связанные с финансами.

13. Принципы формирования самоорганизующейся команды

Кроссфункциональность команды, правила подбора участников. Узнаете как правильно формировать команды из текущих участников проекта.

14. Communication vs Collaboration

Личные KPI и разделение по функциональным отделам фокусирует сотрудников на выполнении исключительно своей части работы. Это приводит к локальным оптимизациям и мышлению в стиле «проблема не на нашей стороне». Вы узнаете как сфокусировать всех на достижение единой цели.

15. Мотивация команды

Вы узнаете про Agile–модели мотивации, в том числе не связанные с финансами.

Вы получите реальные навыки в процессе интерактивных заданий, мозговых штурмов и игры–симулятора управления потоком задач

16. Agile контракты

Вы узнаете как обеспечить качественное бюджетирование проектов, учитывая интересы всех участником и здравый смысл.

17. Особенности выстраивания взаимоотношений с заказчиками

Через примеры Agile в различных индустриях и аутсорсе вы узнаете как увеличить прибыльность благодаря фокусе на доставке ценности для клиента.

18. Долгосрочное планирование и оценка проектов и задач

Вы освоите метод эмпирического планирования, основанный на непрерывной поставке бизнес–результатов.

16. Agile контракты

Вы узнаете как обеспечить качественное бюджетирование проектов, учитывая интересы всех участником и здравый смысл.

17. Особенности выстраивания взаимоотношений с заказчиками

Через примеры Agile в различных индустриях и аутсорсе вы узнаете как увеличить прибыльность благодаря фокусе на доставке ценности для клиента.

18. Долгосрочное планирование и оценка проектов и задач

Вы освоите метод эмпирического планирования, основанный на непрерывной поставке бизнес–результатов.