Бондарный промысел




История берестяного промысла

История берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами — берегинями . С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения.

Он верил, что его судьба таинственным образом, связана с деревом, которое он выбрал в качестве своего тотема , причем тотем — это не божество, а родственник, друг, брат, с которым можно посоветоваться, который оказывает услуги, на которого можно магически воздействовать. У каждого народа были свои почитаемые деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди священных и любимых деревьев встречается, береза. В русском ритуале с березой во время Троицы сохранилось много тотемических элементов. Исключительность, которая принадлежит березке, объясняется, по-видимому, тем, что это первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие едва начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно березка обладает особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки — от них идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту силу надо использовать. Такова простейшая мыслительная основа, приводящая к различным обрядам, связанным с березкой.

1. Берегини, бергыни — в восточнославянской мифологии женские персонажи. Этимологически название Б сближается с именем Перуна и со старославянским прыгиня (холм, поросший лесом), но, вероятно, смешение со словом берег (с чем связано и употребление названия Б по отношению и изображению русалок в русской домовой резьбе). Культ берегинь объединяется с культом Макоши и упырей в христианских поучениях против язычества.

2. Тотем (на языке североамериканских индейцев оджибве ототем, буквально — его род), в первобытных верованиях — природный объект (животное, растение, неодушевленный предмет), находящийся в родстве с определенной группой людей.

Но не только ассоциация с сильным деревом, а и другие свойства березы ставят ее в ряд исключительных. В первую очередь красивый внешний вид. Береза привлекала своей ослепительно белой корой — берестой и зеленью. Лекарственные свойства березового сока, листвы, бересты тоже были известны человеку с древности. Ну а практическое применение березы настолько широко, что стоит остановиться только на бересте, которую относят к области древнейшего способа первобытного использования дерева для домашних надобностей.

Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге.

Археологические раскопки принесли немало находок, которые проливают свет на то, как использовали бересту. Эпоха мезолита в далеком прошлом (6-8 тыс. лет до н. э.) явилась временем повсеместного освоения человеком северных территорий. К памятникам этого времени относится поселение Веретье, которое находится в нынешнем Каргопольском районе Архангельской области на берегу р. Кинемы. Торф хорошо сохранил остатки жилища, мастерской, ямы-хранилища. Внутри строений обнаружены очаги, устроенные из камней или на песчаной подсыпке. Прослежены остатки полов, выстеленных берестой или сосновой щепой. Сверху конструкцию могли покрывать корой, берестой, плетеными из трап или камыша матами. На поселение Веретье обнаружены ямы-хранилища, вырытые в песчаной почве около холодных ключей у леса. Они были выложены деревянными плашками и берестой, в них находились остатки рыбы. У берега на специальных площадках обрабатывали древесину, а мастерская по обработке камней обнаружена около одного из жилищ, у выхода к лесу. Здесь у стены дома стояла наковальня из зеленого валуна, на которой делали каменные орудия, и рядом берестяная емкость или туес, внутри которого было 23 кремневых предмета. Туес состоял из полого листа бересты, концы сворачивались вверху, как крышка. Интересны грузила для сетей или ловушек, сделанные из камней или нуклеусов и обернутые берестой. Резцы бобра вместе с челюстной частью использовались в качестве резака, при этом удаляли острые отростки кости и сохранившуюся часть обертывали полосой бересты, превращая в рукоять. Как видим, с далекого прошлого человек использовал бересту для покрытия крыш, полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный материал для связывания, обертывания.

На поселении Берендеево, что находится недалеко от Переславля, археологи нашли интересное погребение, относящееся к 3 тыс. до н. э. Древний человек был захоронен, завернутым в бересту, точнее в широком берестяном цилиндре из 3-х слоев. Береста очень хорошо сохранилась во влажной почве. Благодаря этому качеству мы можем заглянуть в жизнь наших далеких предков. Порой непонятно, как использовался тот или иной предмет из бересты, но ясно, что пользу она им приносила.

Раскопки в древнем Новгороде принесли тысячи деревянных предметов, в том числе свыше 4000 фрагментов берестяных изделий, многие из которых были декорированы тиснением, резьбой, росписью. Берестой покрывали крыши, стены. Из нее делали утварь, обувь. Берестой обшивали лубяные короба. На бересте писали и рисовали. Доктор исторических наук Б. Колчин опубликовал изображения этих изделий. Академик Б. А. Рыбаков описал орнаменты, которыми покрывались берестяные изделия. Емкости для пищевых продуктов (туеса, коробьи) в древнем Новгороде орнаментировались архаичными символами плодородия в виде ромбов и квадратов засеянного поля , зачастую в сложной переработке. Другим элементом была плетенка. На крышках коробов иногда давалась космогоническая картина: центральная часть изображала землю, представленную усложненными знаками плодородия, земля вокруг омывалась водой, а все это вместе, земля и вода, было окружено солнечными знаками в виде косого креста (без кругов). Орнамент покрывал весь короб сверху донизу, что, очевидно, было связано с идеей полноты .

Интересные археологические находки, связанные с берестой, были обнаружены во многих регионах земного шара. Упомяну только две: берестяные изделия из гробницы Тутанхамона (14 в. до н. э.) и прорезная береста на колчанах скифских воинов в виде накладок (сложный растительный орнамент) — 2-е тысячел. до н. э.1

Накладки из бересты хранятся в Волгоградском областном краеведческом музее.

Бондарный промысел

Статьи о бондарном ремесле — истории и развитии.

Сырьё для производства деревянных бочек

Сырьё для производства деревянных бочек.

Полуфабрикатом для бочек служат клепки. На их изготовление идут различные породы древесины.

Наиболее ценной является дуб. Он отличается большой крепостью, хорошо колется, очень упруг, в распаренном состоянии легко гнется. Дубовые бочки, несмотря на действие сырости (в подвальных помещениях, в земле и т. д.), сохраняют свою прочность в течение многих лет. В бондарном деле дуб употребляется исключительно при изготовлении особо плотных бочек, рассчитанных на длительный срок службы. Однако, в связи с дефицитом на эту древесину, она используется редко. На изготовление клепки пригодны и другие породы древесины: ель, ольха, липа, осина, тополь, сосна, береза и др.

О производстве бочек. Какие бывают бочки

О производстве бочек. Какие бывают бочки.

По роду продукции деревянные бочки делятся на заливные, предназначенные для хранения и перевозки жидкостей и продуктов в соляных растворах, и сухотарные — для сыпучих или твердых продуктов.

8 отличие от сухотарных заливные бочки изготавливают из высококачественного сырья, при сборке их детали (клепки) подгоняются с большей тщательностью. Позтому они очень плотные и значительно более прочные в сравнении с сухотарными.

Конструкция бондарных изделий

Конструкция бондарных изделий.

Наиболее распространенная бондарная тара — бочка с выпуклым остовом — состоит из ряда отдельных дощечек-клепок, соединенных в три обособленных набора. Два из них — донья плоской формы (большей частью круглые), а третий — остов — состоит из изогнутых по длине дощечек. Боковые грани (кромки) дощечек остова плотно прилегают друг к другу. Дощечки удерживаются вместе благодаря стягивающим их обручам. Донья врезаны перпендикулярно оси остова.

Качество бочек. Что в чём хранить

Качество бочек. Что в чём хранить.

Мы порой не замечаем разницы между бочкой и кадушкой и чаше бочкой называем кадушку. О деревенских кадках имеем и вовсе смутное представление, ибо привыкли квасить капусту в стеклянных банках. О кубеле или ушате мы, разве что, читали в сказках. А ведь ранее целые деревни или слободы занимались бондарным промыслом. И попробуйте ныне выбросить на деревне в продажу деревянную посудину — ее, будьте уверены, расхватают враз. Бондарь без дела не останется.

Вечное бондарное дело

Вечное бондарное дело.

В старину секреты передавались от отца к сыну. Промысел был на Руси в почете. Новгородские бочары, например, снабжали своей продукцией не только жителей города, но и соседние страны.

По роду затавзрнвасмой продукции деревянные бочки делятся на заливные, т.е. предназначенные для хранения и перевозки жидкостей и продуктов в соляных растворах, и сухотарные — для сыпучих или твердых продуктов.

Художественные промыслы и ремесла

Широкое развитие на Архангельском Севере получили художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись северных казулей и т.п.

Народно-прикладное искусство Архангельского Севера воплотило в себе практическую целесообразность, красоту форм и яркость красок. Издавна северных мастеров-ремесленников называли по «сработанным» ими вещам – бочарники, лукошечники, столяры, плотники, бердники, колесники, ковшечники, кузнецы, гвоздники, гнездники (замочники) ;и т.д. Едва ли не каждый крестьянин умел «ладить» деревянную утварь и посуду – вальки, рубели, пивные жбаны, шкатулки, ковши, солонки – «утушки», черпаки, ложки с резными ручками и разноцветной росписью; берестяные емкости – туеса, пестери, пороховницы разнообразные плетеные изделия из прутьев и корней.

Но, пожалуй, ни один предмет обихода не получил столь разнообразных форм и так не был украшен, как прялка. Русская прялка состояла из стояка с лопастью для кудели и горизонтальной доски – донца. Ее форма и декор сложились довольно рано, вероятно в XVI-XVII вв., о чем мы можем судить по сохранившимся образцам XIX – начала XX в. В Беломорье были распространены прялка с поразительно разнообразной резьбой, особенно на Летнем берегу Белого моря и в низовьях Северной Двины. Лопасти поморских прялок были «вытянуты» по вертикали и «заужены» по ширине доски, представляя собой симметричный лепесток с фигурным треугольным навершием.

Если производство прялок считалось преимущественно мужским делом, то домотканное искусство являлось исключительно женским занятием. Природный художественный вкус и удивительный талант северных крестьянок-мастериц превращал полотенца, подзоры, головные уборы, женское и мужское платья в подлинные произведения искусства.

В лесном северном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев – «кап». Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы – бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака. Среди инструментов главными были топор и различные ножи. Сохранились шедевры средневековой орнаментальной резьбы – это иконостасы и детали «царских» мест, царские врата, киоты, аналои, сплошь покрытые рельефной и плоской резьбой. В росписи же наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.

Буторина Т.С,
профессор Архангельского государственного технического университета

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Бондарные изделия

Изначально для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов использовались глиняные или металлические сосуды. Впервые бочки — сосуды, собранные из плотно пригнанных друг к другу деревянных дощечек — начали делать лишь в Галлии.

Для них использовалась древесина прочных пород деревьев — дуба и березы. Тщательно оструганные дощечки стягивали вначале плетеными из лозы, а затем и металлическими обручами. Сверху и снизу в бочку вставляли донышко, также сделанное из досок.

Развитие бондарного дела было вызвано ростом торговли и повышением интенсивности сельского хозяйства. Бочки имели большую ( по сравнению с другими сосудами) прочность и долговечность. К тому же, для их изготовления не требовалось слишком много времени.

Бондарный промысел в России

Изготовление бондарных изделий является одним из видов народных ремесел в России. Долгое время искусство производства бочарных изделий было исключительно кустарным промыслом, который был развит по всей стране — более чем в 350 населенных пунктах на территории Российской империи.

Главным центром производства бочек издавна считалась Казанская губерния, в которой почти половина всех населенных пунктов славилась отличными бочарными изделиями. Среди других известных производителей бочек можно назвать мастеров Ярославской и Нижегородской, Владимирской и Симбирской губерний.

Изготовлением различных бочарных изделий занимались мастера — бондари, и промысел этот считался одним из самых прибыльных, при том что технология производства бондарных изделий не отличалась особой сложностью.

Бочка для хранения вина

Так, мастер с помощью специальных инструментов мог за короткое время сделать бочку или многие другие виды изделий. А там они уже отправлялись к многочисленным покупателям, потому что подобный товар был необходим в каждой семье, и поэтому он пользовался повышенным спросом.

В каждом регионе Российской империи исторически сложились свои особенные, местные названия бочарных изделий. Так, в Астрахани бочонок назывался баклажкой или бочатой, в Перми — баклушей, а в Западных губерниях — барилкой. Различались также названия бондарных изделий, имевших различное практическое назначение.

Дубовые бочки для коньяка

Виды бондарных изделий

Среди бондарных изделий можно назвать следующие их виды:

  • бочки
  • бочонки
  • кадки
  • чаны
  • лохани
  • шайки
  • деревянные ведра

Интересен тот факт, что с усовершенствованием технологии производства бондарных изделий форма бочки фактически не претерпела никаких изменений. Причина этого заключается в проверенной временем прочности подобной конструкции. Использование дубовых бочек для выдерживания виноградных вин привело к появлению многих популярных напитков.

Дубовая бочка для производства алкогольных напитков

И по сей день различные виды бондарных изделий — бочки, бочонки, жбаны и многое другое — широко используются в хозяйственной и производственной деятельности человека. Одним из самых ярких примеров можно может быть производство вина или коньяка, в процессе изготовления которого напиток настаивается в дубовых бочках.

Дубовые бочки для коньяка

В наши дни конструкция бочки нашла еще одно интересное применение. Не так давно в огромных бочках из древесины кедра стали делать компактные бани — бочки , которые можно быстро установить на собственном приусадебном участке или даче.

Баня — бочка

Художественные промыслы и ремесла

Широкое развитие на Архангельском Севере получили художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись северных казулей и т.п.

Народно-прикладное искусство Архангельского Севера воплотило в себе практическую целесообразность, красоту форм и яркость красок. Издавна северных мастеров-ремесленников называли по «сработанным» ими вещам – бочарники, лукошечники, столяры, плотники, бердники, колесники, ковшечники, кузнецы, гвоздники, гнездники (замочники) ;и т.д. Едва ли не каждый крестьянин умел «ладить» деревянную утварь и посуду – вальки, рубели, пивные жбаны, шкатулки, ковши, солонки – «утушки», черпаки, ложки с резными ручками и разноцветной росписью; берестяные емкости – туеса, пестери, пороховницы разнообразные плетеные изделия из прутьев и корней.

Но, пожалуй, ни один предмет обихода не получил столь разнообразных форм и так не был украшен, как прялка. Русская прялка состояла из стояка с лопастью для кудели и горизонтальной доски – донца. Ее форма и декор сложились довольно рано, вероятно в XVI-XVII вв., о чем мы можем судить по сохранившимся образцам XIX – начала XX в. В Беломорье были распространены прялка с поразительно разнообразной резьбой, особенно на Летнем берегу Белого моря и в низовьях Северной Двины. Лопасти поморских прялок были «вытянуты» по вертикали и «заужены» по ширине доски, представляя собой симметричный лепесток с фигурным треугольным навершием.

Если производство прялок считалось преимущественно мужским делом, то домотканное искусство являлось исключительно женским занятием. Природный художественный вкус и удивительный талант северных крестьянок-мастериц превращал полотенца, подзоры, головные уборы, женское и мужское платья в подлинные произведения искусства.

В лесном северном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев – «кап». Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы – бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака. Среди инструментов главными были топор и различные ножи. Сохранились шедевры средневековой орнаментальной резьбы – это иконостасы и детали «царских» мест, царские врата, киоты, аналои, сплошь покрытые рельефной и плоской резьбой. В росписи же наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.

Буторина Т.С,
профессор Архангельского государственного технического университета